Как организовать исследование Либерцова Екатерина Владимировна, Учитель информатики МОУ «Лицей 1» Петрозаводск 17 мая 2012 Курсы повышения квалификации «Деятельность руководителя образовательного учреждения в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов»
Научно- исследовательская Учебно- исследовательская Актуальность для ученика возраст, время, коллектив для науки новизна Предмет исследования Неизвестные науке или необъяснённые законы, явления, способы исследований, способы обработки результатов… закон (проверка) явление (объяснение) способ исследования коллектив…
Как выбрать тему??? Вопросительные слова Как измерить площадь ладони? Сколько стоит компьютер? Почему берёза белая? Где самое тёплое лето? Какой сайт лучше предсказывает погоду? Зачем мои одноклассники сидят в контакте?
Как выбрать тему??? Создание противоречий Читать или не читать? Быть или не быть АЭС в Карелии? Социальные сети: «за» и «против»? Мобильный телефон: плюсы и минусы. Лохнесское чудовище: миф или реальность?
Как выбрать тему??? Конкретизировать место, время, аудиторию Традиции моей семьи. В честь кого названы улицы моего города? Физика на кухне. Как питаются мои одноклассники? Современные меры длины? Я в цифрах?
Как выбрать тему??? Изучение методов исследования Каким сайтам можно доверять? Как провести опрос в Интернет? Откуда люди знают массу Земли? Кто проводит исследования? Как изучают жизнь муравьёв? Как правильно оформить результаты исследования?
Схема исследования ( с точки зрения работы ученика с учителем) 1. ВЫБОР ТЕМЫ 2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ 3. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ 4. ПЛАНИРОВАНИЕ 5. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 6. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 7. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ 8. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 9. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
ВЫБОР ТЕМЫ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК МОЗГОВОЙ ШТУРМ ГОТОВЫЙ ВАРИАНТ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК ВОПРОС Что хотим выяснить? ОТВЕТ Что хотим выяснить? почему компьютерные игры популярны среди учащихся моей школы
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ВОПРОС Что мы должны сделать, чтобы добиться цели? ОТВЕТ Для того чтобы получить ответы на все свои вопросы, я изучал интернет - источники, книги. Для того чтобы узнать мнение учеников моей школы, я провёл анкетирование в 5, 8 и 10 классе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Этап СодержаниеКто Срок Изучение теоретического материала Подбор источников Учитель Ученик 2-4 недели Работа с текстами учебников, журналов, газет, сайтов Ученик Составление плана реферата Совместно Написание реферата Ученик Проверка подлинности данных Учитель
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА СОДЕРЖАНИЕКТО Выбор типа эксперимента (лр, опрос, наблюдение) Совместно Выбор условий проведения эксперимента (место, время, участники, оборудование) Совместно Выбор способа фиксирования результата (фото, диаграммы, график, таблица) Совместно Проведение эксперимента Ученик* Оформление результатов эксперимента Ученик Формулирование выводов эксперимента Совместно
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ ПО РАБОТЕ УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ВОПРОС 1. Добился ли ты цели? 2. Что ты выяснил? 3. Сравни результаты теоретического исследования и практического эксперимента. Неопознанные летающие объекты плохо поддаются изучению и объяснению, что даёт возможность создания множества легенд и подделок. Единственными способами проверки достоверности являются радиолокационные методы исследования и визуальное проявление НЛО при большом скоплении народа. Изучая информацию об НЛО, необходима очень строгая критичность. Как показал опрос, большинство учащихся моей школы верит в существование НЛО. Ребята считают, что инопланетяне могут принести и вред и пользу жителям Земли, но половина из опрошенных хотела бы дружить с инопланетянами.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ РЕФЕРАТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ КРИТЕРИИ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ