© О.В. Защиринская, кандидат психологических наук, доцент © Факультет психологии, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
1. Готовый план действий для каждой встречи: - какая информация нужна; - чего хочется достичь в конце встречи; - как эта консультацию включена во всю систему помощи клиенту.
2. Удерживать себя от работы с лишней информацией. - избегать бесцельных бесед; - избегать сбора ненужной информации.
3. Каждый вопрос задаётся с какой-то целью: Мать: «Он плохо встаёт». Консультант: «А когда он хорошо встаёт?» НАДО: Консультант: «Что происходит, когда он встаёт? Как вы поступаете в этом случае?»
4. Исследуется информация и ищутся закономерности. Например, - все члены семьи кричат и угрожают друг другу; - повторяющиеся эмоциональные реакции. Что отражает/не отражает закономерности.
5. Используются открытые вопросы. Они помогают получить информацию. - Расскажите… - Еще хотелось уточнить… - Как Вы считаете…
6. Создавайте рабочие гипотезы (стохастический метод) Выдвигать предположения и обсуждать с клиентом.
7. Различайте логические и психологические объяснения. Психологические: «Он – нервный ребенок» «Я была такой уставшей» «Муж ведет себя подозрительно»… Они мало конструктивны.
8. Выделять слова, в которых отражены глубинные установки. Например, - Я привыкла к этому… - Твердила сотни раз. Не реагирует… - После моих скандалов затихает на месяц…
9. Исследовать структуру семьи. Разъяснить, зачем консультант задает вопросы о составе семьи, её членах и пр.
10. Использовать приём «Типичный день». Попросить описать типичный день в семье: действия, реакции, разговоры, проблемы…
11. Избегать борьбу за влияние с клиентом: - консультант «бессилен» «заставить» клиента; - консультант не может настаивать на своей правоте; - при активном сопротивлении клиента лучше порекомендовать ему другого специалиста.
12. При необходимости прервать клиента. Например, - «Можно уточнить, я немного не понял…» - «Прежде чем мы будем обсуждать дальше…» - Можно мы вернёмся немного назад…» Активное вмешательство - улучшает динамику, содержание, глубину оказания помощи.
13. Указывать на суть. Помочь клиенту в понимании своего поведения, переживаний, отношения, основных признаков проблемной ситуации.
14. Распознавать и учитывать 4-е цели неправильного поведения клиента: 1) добивается внимания; 2) добивается власти; 3) мстит; 4) признания симулированной неполноценности.
15. Давать конкретные рекомендации. Рекомендации должны быть: - конкретны; - разъяснены по подробностей; - осознаны и точно поняты.
16. Предлагать ограниченное количество рекомендаций рекомендации за одну встречу; - клиент должен быть уверен, что сможет применить рекомендации. Выполнение рекомендаций – повышение уверенности в позитивных изменениях.
17. Предлагать использовать семейный опыт. Конструктивно использовать членов семьи в семейном совете, когда снизится уровень агрессии между ними.
18. Предложить присоединиться к деятельности районного центра, занятия в группе взаимопомощи, психотерапевтической группе.
19. Укреплять семью и её уверенность в себе. Предложить позитивные установки. Учить членов семьи одобрять друг друга, поддерживать.
20. Планировать следующую консультацию. Спросить о пожеланиях клиента. Назвать дату и время следующей встречи.