Социологический опрос учащихся МОУ Варгатёрская ООШ Причины возникновения зависимости от мобильных телефонов в подростковом возрасте Работу выполнила: ученица 7 «Г» класса Холодова Ксения Дмитриевна Руководитель работы: учитель математики Идрисова Валентина Михайловна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-лицей 32 г. Белгорода
Актуальность исследования: Актуальность исследования: определяется на основе выявления противоречий между практическими потребностями общества в здоровом подрастающем поколении людей и недостаточной теоретической и практической разработанностью психологических условий для предупреждения и коррекции формирования мобильной зависимости у подростков. Объект исследования Объект исследования - общение в подростковом возрасте. Предмет исследования: Предмет исследования: особенности уровня общительности, потребности в общении, коммуникативного контроля в общении у подростков, имеющих мобильную зависимость и у подростков, не имеющих мобильной зависимости.
Гипотеза: Гипотеза: если у подростка наблюдается зависимость от мобильного телефона, то это является следствием низкого уровня общительности и коммуникативного контроля в общении. 77 Задачи исследования: Задачи исследования: 1) Провести анализ литературы по вопросам общения в подростковом возрасте, дать теоретическое обоснование проблемы мобильной зависимости. 2) Подобрать методики для изучения общения в подростковом возрасте и роли мобильных телефонов в их жизни, провести обработку и анализ полученных данных. 3) Разработать практические рекомендации для владельцев сотовых телефонов, в которых учесть правила этикета пользования телефоном. Цель исследования: Цель исследования: доказать, что существует взаимосвязь между мобильной зависимостью и неудовлетворенностью в общении в подростковом возрасте. 77
Метод исследования: Метод исследования: 1. Литературный анализ по изучаемой проблеме. 2. Анкетирование и тестирование по следующим методикам: а) методика Ю.Орлова для определения потребности в общении; б) диагностика уровня коммуникативного контроля в общении (М. Шнайдер); в) методика диагностики общительности (тест В.Ряховского); г) анкета «Представления школьников об использовании мобильного телефона».
Общение Общение – это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера. Процесс общения состоит из трех взаимосвязанных сторон: Перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации. Коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).
В процессе общения подростки: В процессе общения подростки: 1) усваивают опыт человечества; 2) накапливают собственный опыт, который вместе с разумом, чувствами, эмоциями, навыками будет влиять на их поведение; 3) открывают различные стороны своей личности; 4) узнают многие необходимые вещи, которые по тем, или иным причинам им не сообщают взрослые. В процедуре общения можно выделить В процедуре общения можно выделить следующие этапы: следующие этапы: 1) потребность в общении ; 2) ориентировка в целях общения, в ситуации общения; 3) ориентировка в личности собеседника; 4) планирование содержания своего общения; 5) восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи; 6) корректировка направления, стиля, методов общения.
Мобильная зависимость Мобильная зависимость - это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий или неспособен объяснить его причину. Виды мобильной зависимости 1. Зависимость в обновлении мобильного телефона 2. Необходимость в общении. 3. Слишком длительные разговоры. 4. Зависимость от SMS. 5.Зависимость, обусловленная престижем. 6. Боязнь пропустить звонок. 7."Техно" зависимость.
На основании полученных результатов в ходе проведенного исследования в ходе проведенного исследования можно сделать выводы: можно сделать выводы: 1) Подростки считают мобильный телефон полезным открытием (95% опрошенных), такая потребность в мобильном телефоне, прежде всего, обусловлена возможностью виртуально общаться со своими друзьями, также помогает снять им эмоциональное напряжение; 2) Наличие высокой мобильной зависимости наблюдается только у 18% опрошенных; 3) У подростков с наличием мобильной зависимости выявлен также и низкий уровень общительности и низкий уровень коммуникативного контроля в общении (соответственно это по 18% из числа опрошенных) на фоне высокой потребности в общении.