О значении, видах, характеристики, методика проведения, планирование, выбор подвижных игр. Подготовил: Инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад 25 «Троицкий» Иванова О. В. Старый Оскол апрель 2014 Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 25 «Троицкий»
Подвижная игра для ребенка - это расширение окружающего его мира важное средство физического воспитания проявление творческих способностей проявление морально-волевых качеств потребность в развлечении удовлетворение любопытства способ выплескивания накопившейся энергии получение новых ощущений способ самоутверждения и т. д.
Подвижные игры Элементарные Сложные сюжетныебессюжетные игры – забавы и аттракционы спортивные игры
Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила.
Бессюжетные подвижные игры основаны на простых движениях, в них нет образов, игровые действия связаны с выполнением конкретного двигательного задания.
Игры-забавы и аттракционы можно использовать в праздниках, развлечениях или просто поиграть в течении дня. Цель этих игр - создание веселого, радостного настроения.
К сложным подвижным играм относятся спортивные игры.
Подвижные игры классифицируются по следующим признакам: по возрасту по содержанию по преобладающему виду движений по физическим качествам по видам спорта по сюжету по подвижности по сезону по способу организации игры на реакцию поисковые игры спортивные игры игры на воде и др.
Большое место в жизни ребенка-дошкольника занимают игры, (Н. К. Крупская отмечала), что «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
Методика проведения подвижных игр Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития. Необходимо впервые же дни работы проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития. И в том случае, если инструктор работает с группой детей не первый год, он снова проверит данные каждого ребенка, отметит успехи одних, недостатки других, чтобы далее вести целенаправленную работу с учетом этих данных. Кроме того, в каждой возрастной группе всегда есть новенькие дети, требующие особого внимания. Так, например, в младших группах дети, пришедшие из семьи, как правило, отстают в развитии движений от детей, перешедших из яслей. Поэтому в группе детей 3 лет целесообразно иногда в начале года давать игры, рекомендованные для предшествующей группы.
Методика проведения подвижных игр Инструктор по физической культуре должен намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов. Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно, а четко выполнить движения, входящие в игру. Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке. В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени.
Оснащение физкультурного зала
Выбор подвижной игры зависит: От педагогических задач От подбора игрового материала, который определяет многие факторы – это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры; при выборе игры нужно учитывать форму занятий (занятие или праздник). На занятии время ограничено, на праздниках проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроится. Инвентарь должен быть обязательно подготовлен. Инвентарь должен быть красочным, ярким, заметным в игре. Инструктор должен подготовить обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес.
Организация детей: Первое важное условие – разместить играющих, правильно выбрать место для разъяснения игры. Дети расставляются так, чтобы они видели, слышали инструктора. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окну. Объяснение игры: рассказ должен быть кратким, лаконичным, последовательным. В младшей группе все объяснения игры делаются, как правило, в ходе игры. Не прерывая ее, инструктор размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах инструктор объясняет правила до начала игры.
Характеристика подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Во время игры все малыши выполняют одинаковые роли и движения. В игру не вводится несколько разных образов. Выделяется лишь одна ответственная роль, которую вначале выполняет воспитатель, а затем назначенный им ребенок В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют привила игры («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч»). Не беда, если кто-либо из малышей, участвуя в такой игре, молчит и не произносит слов со всеми вместе. Позднее в индивидуальном общении с воспитателем он это сделает с удовольствием. Педагог вызывает у детей заинтересованное отношение к игре или упражнению тем, что красочно рассказывает придуманный им простой и краткий сюжет задания, подчеркивая интонацией голоса и жестами наиболее сложные движения. воспитатель должен тщательно подготовиться к ней; подобрать пособия и мелкие предметы, продумать, где будут домики, гнездышки, кого из детей привлечь на ведущую роль и прочее; он должен хорошо знать содержание игры, ее ход, правила, сопроводительный текст. Целесообразно повторить игру 2-3 раза подряд, далее предложить детям новую или из числа разученных ранее, а затем снова вернуться к первой игре.
Характеристика подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста Дети уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего. Движения детей становятся более координированными В играх, рекомендуемых для детей средней группы увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке. В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому, игры даются с постепенным усложнением движения.
Характеристика подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Двигательная деятельность ребенка становятся все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группировки по интересу к тому или иному виду упражнений. На 6-м году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную взрослым, самостоятельно выполнять указания педагога. В старшем возрасте увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т. д. Игры детей этого возраста также построены на основных движениях -- беге, прыжках, метании, лазаний, но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Правила в старшем возрасте усложняются. Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективные соревнования.
Количество игр на год по возрастам для младшей группы не больше 10 игр, в средней - 12 игр, в старшей - не более 14 игр, при условии, что в средней группе повторяются игры младшей группы, а в старшей - младшей и средней групп.
Средняя продолжительность игры 6-8 минут в младшей группе,( мин, если нет ФК) 6-10 минут - в средней (15-20, если нет ФК) 8-12 минут - в старшем дошкольном возрасте (20-25, если нет ФК)
Играйте как дети! Играйте вместе с детьми!