1 Управление изменениями Почему изменения все-таки происходят?
2 Стратегические факторы Неоднородность Недостаточность ресурсов Нестабильность
3 Ресурсы Финансовые Юридические Информационные …. Человеческие
4 Уровневая модель человеческих ресурсов Индивидуальный Групповой !
5 Команды Управленческие «Под задачу»
6 Роли в команде (под задачу) (М. Белбин) «Председатель»- … «Организатор» - … «Генератор» - … «Доводящий под ключ» - … «Исследователь ресурсов» - … «Человек команды» - … «Эксперт» - …
7 Этапы развития (Такманн) «Знакомство» - статус «Штормовой» - конфликт «Конструктивный» работа (наконец!) «Расформирование»- увы…
8 Вопрос Стоит ли «первому лицу» быть членом команды (под задачи)?
9 Управленческая команда Кровная идея (авторская) единомышленники Организационные задачи (функционирование и развитие) Опытные профессионалы Обеспечение безопасности преданные
10 Изменения и противодействие персонала Противодействие – это попытки воспрепятствовать изменениям не выражая открытого недовольства
11 Почему проваливаются проекты изменений? Люди не любят перемен * Нет ясного представления о масштабах или целях Нет ясного распределения ответственности Отсутствуют ресурсы Плохие коммуникации Слабый контроль Изменяются приоритеты Отсутствует лидерство Проекты находятся вне повседневной работы организации
12 Угрозы при изменениях статусу, авторитету, должности осознания своей некомпетентности климату, сложившимся отношениям, установившейся расстановке сил незнакомой дополнительной работы дополнительных затрат времени и средств переучивания и приспособления
13 Формы противодействия Отказ от использования новых систем и процедур, использование по возможности старых систем Нежелание учится Избегание обсуждения, демонстративное отсутствие инициативы Поиск ошибок и неконструктивная критика Намеренно неверное использование наработок преобразователей Лозунг "Все это уже было раньше и ничего не изменилось" Затягивание дискуссий и требование дополнительной информации Увязка решения с другими вопросами "Это можно было бы сделать, если бы было сделано то..., но раз то не сделано, то и этого нельзя"
14 Реакция на изменение 1 отрицание 2 сопротивление 3 поиск, экспериментирование 4 традиционализация Замораживание Движение время Самооценка Размораживание Этапы внедрения изменений Размораживание Движение Замораживание
15 Темп перемен и расслоение коллектива « Новаторы » «Консерваторы» Время Самооценка
16 Типология инноваций Трудность реализации Квалификация Процедуры Структура Стратегия Организационная культура Изменение поведения
17 Индивидуализм - коллективизм Коллективизм можно рассматривать как средство мобилизации человеческих ресурсов через систему участия или как средство социального контроля над персоналом
18 Индивидуализм-коллективизм (признаки в организации ) Педагоги ожидают, что организация будет заниматься их личными делами и защищать их интересы. Они эмоционально зависят от организации Климат теплый один за всех, все за одного Отношения важнее результатов Неформальная структура организации имеет большой вес Ценится объем проделанной работы, затраченное время. Организация функционирует, рассчитывая на чувство долга и лояльность Педагоги не желают вмешательства организации в личную жизнь, избегают опеки с ее стороны, отстаивают свои интересы, эмоционально независимы от организации Климат прохладный, каждый отвечает сам за себя Результаты важнее отношений Неформальная структура организации не имеет существенного значения Ценится сложность и качество проделанной работы Организация функционирует с расчетом на индивидуальную инициативу
19 Признаки коллективизма (в учебном процессе) Ученики учатся, педагоги не могут принять роль учеников Ученики должны научиться «как делать» Отдельный ученик может высказаться только, когда персонально вызван для этого педагогом Ученик будет свободно высказываться только в малой группе Большие классы делятся на малые устойчивые группы, ученики весьма зависимы от мнения этой группы Учебный процесс должен быть бесконфликтным Ни учитель, ни ученик никогда не должен «терять лицо» Образование – способ поднять престиж в социуме и «выбиться в люди» Образование направлено на воспитание «Мы» Никогда не поздно учиться Ученики должны научиться учиться Отдельный ученик может высказаться на уроке, если прозвучало общее приглашение к дискуссии Ученик будет свободно высказываться в большой группе Образующиеся малые группы учащихся неустойчивы и меняются в зависимости от ситуации Учебный процесс должен быть бесконфликтным Ни учитель, ни ученик никогда не должен «терять лицо» Образование – способ достичь материального благополучия и самоуважения, Образование направлено на воспитание «Я» -сознания