Компетентностный подход в современном образовании Юлия Залега, КК ИПКиПК РО Телефон: (8 391)
2 Введение в проблему Общество Образование Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
3 ЗУНЗУН ЗУНЗУН Что надо?
4 Компетенции и компетентность КNКN К8К8 К7К7 К6К6 К5К5 К4К4 К3К3 К2К2 К1К1 Компетенция это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Cовокупность компетенций (наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области) называют Компетентностью.
5 Какие компетентности нужны Российскому школьнику?
6 Ключевые компетенции: европейский вариант Симпозиум Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы». Примерный перечень ключевых компетенций. Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.
7 Ключевые компетенции: европейский вариант Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.
8 Ключевые компетенции: европейский вариант Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
9 Ключевые компетенции: европейский вариант Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
10 Схема ключевых компетенций Британская схема Голландская схема Коммуникация Умение слушать, понимание реакции окружающих, устные презентации Операция с числами Информационные технологии Работа с людьми Помощь подчиненным, лидерство, влияние на людей Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности Способность учиться Разрешение проблем Решение проблем Развитие личных компетенций Личная порядочность, целеустремленность и продуктивность, навыки командной работы, уверенность в себе, рассудительность…
11 Ключевые компетенции отечественного образования Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Информационные компетенции. Коммуникативные компетенции. Социально-трудовые компетенции. Компетенции личностного самосовершенствования. …
12 Иерархия компетенций Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; Общепредметные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; Предметные компетенции частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Цикл обучения Д. Колба 13
Типы обучающихся 14
Спираль развития компетентности 15
16 С чем будем работать мы? Компетентность решения проблем Коммуникативная компетентность Информационная компетентность
17 ??? Какие задания развивают данные компетентности? – вот в чем вопрос… ?
Пирамида обучения 18
Научение vs Традиционное Современное 19 Изучение Контроль Роль У - эксперт Правильный ответ Содержание обучения Анализ уже существующего Самоконтроль Роль У – организатор, фасилитатор, консультант Приемлемый результат Процесс обучения Изучение конкретных ситуаций Цели - общие Цели - конкретные
20 Что есть КОЗы?.. …компетентностно-ориентированные задания