ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В конфликте всегда присутствует: противоречие, столкновение позиций, различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Конфликтная ситуация возникает когда: противоречия нарушают нормальное взаимодействие; наносят ущерб сторонам и они начинают видеть источник возникшей проблемы в позиции другой стороны, Решением проблемы считается: преодоление разногласий – принятие одной стороной точки зрения другой; взаимные уступки; компромисс или вариант, устраивающий обе стороны.
Признаки конфликта наличие ситуации, которая воспринимается как конфликтная; объект конфликта; желание продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, нежелание поиска решений для выхода из сложившейся ситуации
Динамика конфликта 1. Возникновение объективных пpотивоpечий 2. Осознание конфликтной ситуации 3. Переход к конфликтным действиям 4. Разрешение конфликта
Виды педагогических конфликтов Конфликты деятельности Конфликты отношений Конфликты поведения
Особенности педагогических конфликтов 1. профессиональная ответственность учителя ; 2. участники конфликтов имеют различный социальный статус; 3. разница возраста и жизненного опыта участников конфликта; 4. различное понимание событий и их причин участниками конфликта
5. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками; 6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; 7. всякая ошибка учителя порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; 8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Конфликт в педагогической ситуации Причины конфликта в педагогической ситуации несовпадение позиций в отношении учебы и правил поведения в школе противопо- ложность позиций в отношении учебы и правил поведения в школе недисципли- нированность, расхлябанность ученика несерьезное отношение к учебе того или иного ученика излишняя авторитарность, нетерпимость учителя
ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ Демонстративный Целенаправленно конфликтный Неуправляемый
Стили педагогического взаимодействия компромисс соперничество приспособление игнорирование сотрудничество конкуренция
Причины конфликта объективные; организационно- управленческие; социально-психологические; личностные.
Способы разрешения конфликта нежность юмор шутка компромисс уступки принуждения третейский суд
Из минуса делаем плюс Жадный – экономный Агрессивный – активный Вспыльчивый – темпераментный Лицемер – дипломатичный Навязчивый – общительный Высокомерный – гордый Бесхарактерный – покладистый Ехидный – остроумный Упрямый – настойчивый Хитрый – находчивый Педантичный – аккуратный Трусливый – остроумный