3. Продвижение концепции рационального использования лекарственных средств
Рациональное использование лекарственных средств (ВОЗ) «применение лекарственных средств согласно клиническим показаниям, в дозах, соответствующих индивидуальным потребностям пациента, в течение адекватного периода времени и по минимальной цене для больного и общества». Найроби (Кения), 1985
Принципы РИЛС Разработка/пересмотр инструментов РИЛС: клинические руководства и протоколы, ПЖВЛС, Формуляр Предоставление объективной информации о ЛС Внедрение принципов РИЛС (практика, образование, продвижение, мониторинг использования и т.д.)
Проблемы (1) 1. Разработка и внедрение клинических руководств и протоколов: Проблемы институционализации процесса разработки и экспертизы качества КР и КП (экспертный совет, недостаток национального пула экспертов, роль ПМА, финансовое обеспечение процессов) Отсутствие стратегии внедрения (координирующий орган, механизмы, публикация, распространение, обучение, мониторинг, финансовое обеспечение процесса) Отсутствие в КР и КП данных по фармакоэкономическому анализу использования ЛС (эксперты-специалисты, обучение, финансовое подкрепление, функции) Низкая приверженность врачей рекомендациям КР и КП, в том числе из-за агрессивного маркетинга. 2. Внедрение ПЖВЛС, Формуляра Отсутствие механизмов внедрения в практическое здравоохранение (координирующий орган, конфликт интересов, недостаток знаний) Слабая деятельность лекарственных комитетов при ОЗ (недостаток знаний, обучения, мониторинг)
Проблемы (2) 3. Обучение специалистов здравоохранения Нет оперативного интегрирования разработанных/пересмотренных КР и КП в учебный процесс на до- и последипломном уровнях; Неполный охват обучением практикующих специалистов принципам РИЛС; Отсутствие системы по мониторингу нежелательных побочных реакций (фармаконадзора) – (недостаток знаний, приверженности по оценке НПР, мониторинга); Отсутствие работы лекарственных комитетов при ОЗ по принципам РИЛС. 4. Объективная информация о ЛС Слабая работа по распространению достоверной информации об эффективности и безопасности ЛС (Информационный центр ДЛОиМТ, потенциал, несвоевременность, нет интеграции с ОДМ, Научный центр РИЛС при МЗ КР, нет каналов распространения, качество Формуляра) Бесконтрольное применение ЛС населением, особенно антибиотиков (самолечение, безрецептурный отпуск ЛС, неинформированность); Агрессивный маркетинг фарм.компаний (ненадлежащее и неэтичное продвижение ЛС, ЛС с недоказанной эффективностью и безопасностью, финансовые стимулы продаж и т.д.) Принцип генерической замены не работает на уровне лечебных и аптечных учреждений.
Цель РИЛС Создание интегрированного подхода по надлежащему предписанию, продвижению и использованию лекарственных средств в аспекте безопасности, качества и эффективности для удовлетворения потребностей нуждающихся
Пути решения проблем 1. Разработка и внедрение клинических руководств и протоколов Институционализация процессов разработки (формирование национального потенциала по ДМ, обеспечение существующих механизмов разработки КР и КП, лидерство, финансирование); Институционализация процессов внедрения (стратегия внедрения КР и КП, МЗ КР, ФОМС, ОДМ, ПМА, финансирование) Унификация инструментов мониторинга и оценки (создание рабочей группы с привлечением заинтересованных сторон); Разработка и ведение стимулирующего коэффициента за следование рекомендациям КР и КП (различные виды поощрений); Формирование национального потенциала по проведению фармако-экономического анализа.
Пути решения проблем (2) 2. Внедрение ПЖВЛС, Формуляра Институционализация процессов внедрения ПЖВЛС, Формуляра (стратегия внедрения, МЗ КР, ДЛОиМТ, др. структуры, обучение специалистов, ЛК по механизмам пересмотра, оценке эффективности и безопасности ЛС, принципам РИЛС, значении ПЖВЛС, Формуляра; Финансирование процессов внедрения (публикация, распространение, мониторинг и оценка);
Пути решения (3) 3. Обучение специалистов здравоохранения Интегрирование вопросов РИЛС, ПЖВЛС, Формуляра в программы аттестации специалистов Тесное взаимодействие структур, принимающих участие в процессе разработки и внедрения КР и КП (координирующий орган в МЗ, ВУЗы и др.) Усиление работы по фармаконадзору (ДЛОиМТ, ВУЗы, ОЗ, ЛК) Обучение членов ЛК принципам РИЛС, КР, КП, фармаконадзору, генерической замене и методам критической оценки информации по ЛС; с последующим их привлечением для обучения специалистов в ОЗ (непрерывное повышения образования) Учитывать при аккредитации и лицензировании ОЗ работу ЛК (количество проведенных семинаров, анкетирование врачей, срез знаний специалистов)
Пути решения (4) 4. Объективная информация о ЛС Активация деятельности Информационного центра (ДЛО и МТ) и ОДМ по предоставлению достоверной информации по эффективности и безопасности ЛС; Создание механизмов по рецептурному отпуску (ответственный орган – МЗ, на административном уровне, создание списка рецептурного отпуска); Усиление мер по регулированию продвижения ЛС в части деятельности фармкомпаний (МЗ КР, Инфо.центр, ОДМ, ОЗ); Внедрение принципов профессиональных этических норм (Разработка Этического кодекса, МЗ КР, представители фарм.компаний). Информирование населения и обучение заинтересованных групп населения принципам РИЛС («школы» пациентов, СМИ)