Выполнил : Курикко В. И.
Термин « групповая динамика » употребляется в трех различных значениях : Определенное направление в исследованиях, школа К. Левина ; Обозначение определенных методик изучения малых групп ( особый вид лабораторного эксперимента ); В отличие от статики группы, совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой - то период ее существования.
(1) Процесс образования малых групп : « Подключение » к группе нового члена : феномен группового давления ( исследования конформности ). (2) Традиционно рассматриваемые динамические процессы ( от школы К. Левина ): Групповая сплоченность ; Лидерство ; Принятие групповых решений. (3) Эффективность группы.
(1) Конформность констатируется, если есть конфликт между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Негативизм ( специфический случай конформности ) – сопротивление давлению группы, во что бы то ни стало отрицание ее норм, демонстрация крайней независимости. (2) Противоположное « конформности » поведение – независимость, самостоятельность, устойчивость и т. д
1 день 2 день 3 день 4 день (1) Эксперименты М. Шерифа : на какое расстояние сдвинулась точка в темной комнате ? Первый день, индивидуально : 15 см. Второй день, три человека : 2,5 см – 5 см – 15 см. Третий день, три человека : 3 см –6 см –7,5 см. Четвертый день : позиции совпали. (2) Вывод Шерифа : « аутокинетический эффект » - в результате внушения возникла групповая норма, которой подчинялись испытуемые.
(1) Метод « подставной группы ». Студентам давали две карточки. Необходимо было выбрать отрезок, равный данному. Индивидуально все решали верно. Затем задача предъявлялась подставной группе, которая давала ошибочный ответ. Последним отвечал « наивный испытуемый », 37% испытуемых вслед за группой давали ошибочный ответ. (2) Вывод С. Аша : люди демонстрируют конформность, т. к. хотят понравиться группе, быть принятыми, поступать « как все ». Карточка А Карточка Б 123
(1) Личностные характеристики : Менее развитый интеллект ; Низкий уровень самосознания ; дефекты самовосприятия. (2) Характер ситуации : Значимость высказываемого мнения ; Связь с реальной деятельностью, социальными связями личности ; Особая ситуация : сознательное принятие личностью норм и стандартов группы ( Петровский ). (3) Состав группы : Социальные характеристики ( кто члены группы, каковы ценности, убеждения и пр.)
(1) Вторая ( помимо группового давления ) сторона проблемы образования малой группы. (2) Исследуется процесс формирования особого типа связей в группе, которые превращают внешне заданную структуру в психологическую общность людей.
(1) Лидер – член малой группы, который выдвигается для организации конкретной задачи в конкретной ситуации. Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, влияния, участия ; Остальные участники принимают лидерство, становятся ведомыми ; Мера притязаний лидера и готовности группы принять их могут не совпадать. (2) Лидер не существует в одиночку, лидерство это всегда система отношений в группе. Возможности лидера возрастают и снижаются.