Материалы к выступлению на Круглом столе 1. «От слов к делу. Составление дорожной карты проекта «индустриальный образовательный кластер» Москва, МГУ, 26 – 27 марта 2014 Д.В.Афанасьев, ректор ЧГУ
Драйверы и катализаторы изменений в образовании ДРАЙВЕРЫ Глобализация Устойчивое развитие Демография Цифровизация Экономика инноваций Интеграция технологий Потребность в не- технических компетенциях - Плохой набор студентов - Плохое удержание студентов Аккредитационные требования УГРОЗЫВОЗМОЖНОСТИ - Выраженная отраслями потребность в изменении инженерного образования - Образовательные и педагогические инновации - Значительные инвестиции - Лидерство Катализаторы По R Graham: Achieving excellence in engineering education: the ingredients of successful change, 2012
Ключевые тенденции, вызовы и возможности инженерной профессии в мире Профессиональный инженер будущего будет лидером проектов, будет интегрировать технологии и ресурсы, и является интерфейсом в отношениях с собственником и обществом. По мере движения индустрии в направлении достижения целей 2025 года облик инженерной профессии будет изменяться При все возрастающей сложности инженерного программного обеспечения многие из рутинных инженерных задач в будущих проектах не будут требовать профессионального инженера. Эта работа может хорошо и экономно быть выполнена работниками без высшего образования под квалифицированным руководством новых инженерных лидеров – инженеров нового поколения, дипломированных технологов и техников. Успешному будущему инженеру понадобится сильные аналитические навыки, практическая изобретательность, творчество, хорошие коммуникативные навыки, бизнес- и управленческие знания, лидерство, высокие этические стандарты, профессионализм, динамизм, гибкость, устойчивость, мобильность и стремление к непрерывному обучению
Эволюция инженерного образования Инженерам нужны оба аспекта, мы должны построить обучение, которое развивает оба Личностные, межличностные компетенции и навыки создания систем Дисциплинарные знания До 1950-х: Практика 1960-е: Наука и практика 1980-е: наука 2000: CDIO
Вызовы, требования и модели для инженерного образования в России Подготовка инженера будущего Высокий уровень поддержки и инвестиций в инженерное образование со стороны работодателей Conceive (планирование) Design (проектирование) Implement (производство) Operate (применение) Требования прикладного бакалавриата Профессиональные стандарты Современные технологии обучения Передовой мировой опыт зарубежного образования Технолог Проектировщик Менеджер проекта Управленец Экономист
Инженерное образование: необходимые перемены Степень бакалавра следует считать предварительной инженерной степенью или степенью "инженера в стадии обучения". Степень магистра должна стать признанной «профессиональной» степенью инженера. В России должна появиться не только исследовательская, но и «технологическая» магистратура Учебные заведения должны создавать гибкие учебные программы и погружать студентов в суть инженерного дела с самого начала их обучения. Университетское образование должно производить инженеров, которые могут и выявлять, и решать сложные инженерные проблемы, понимают как бизнес-аспект, так и широкий социальный контекст своей деятельности Университеты должны учить будущего инженера работать в проектах и руководить проектными командами Учить инженера умению работать в межнациональном, межкультурном контексте Университеты должны научать студентов, как учиться на протяжении всей их жизни Программы инженерного бакалавриата должны вести междисциплинарное обучение и использовать кейсы инженерных успехов и неудач в качестве метода обучения
Изучение лучшего российского и мирового опыта инженерного образования Проект «Качество подготовки по математическим дисциплинам» Проект «Качество освоения иностранного языка в вузе» Переход к обучению на основе стандарта прикладного бакалавриата Присоединение к инициативе CDIO Формирование базовых кафедр на промышленных предприятиях Разработка гибкой модульной программы, учебного плана инженерного образования на основе стандартов СDIO Реализация пилотных образовательных программ на основе стандарта CDIO «Дорожная карта» изменения инженерного образования в ЧГУ
ТРАДИЦИИ НАДЕЖНОСТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ