Лидерство Тема 12
План Понятие лидерства Отличие менеджера от лидера Подход к лидерству с позиции личностных качеств Поведенческий подход к лидерству Ситуационный подход к лидерству
Лидерство – это способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения целей, предполагает наличие отношений «-лидер – последователь»
Отличие менеджера от лидера Менеджер Лидер Работает как администратор Поручает Работает по целям других Контролирует Работает как профессионал Принимает решения Делает дело правильно Стремится к тому, чтобы его уважали Работает как инноватор Вдохновляет Работает по своим целям Доверяет Работает как профессионал и энтузиаст Добивается реализации решений Делает правильное дело Стремится к тому, чтобы его обожали
Исторически сложилось три подхода к решению проблемы лидерства Подход с позиции личных качеств утверждает, что лидеры имеют уникальный набор качеств, обладание которым позволит любому человеку стать лидером Поведенческий подход рассматривает лидерство с точки зрения различных моделей поведения Ситуационный подход объясняет эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая во внимание личность лидера
Подход с позиции личных качеств Личные качества – множество атрибутов индивида, включая различные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности Навыки – способность эффективно выполнять различные виды познавательной или поведенческой деятельности
Черты, необходимые лидеру Интеллектуальные способности Черты характера Приобретенные навыки Ум Способность логично мыслить Образование Знание дела Рассудительность ПроницательностьЭрудированность КонцептуальностьИнтуитивность Оригинальность Речевая развитость Любопытство и познавательность Инициативность ЭнергичностьКреативность СмелостьГибкость ЧестностьСамоуверенность УравновешенностьНезависимость СамостоятельностьАмбициозность Потребность в достижениях Работоспособность Обязательность Умение организовывать Умение убеждать Умение брать на себя риск и ответственность Умение заручаться поддержкой Умение разбираться в людях Умение завоевывать популярность Такт и дипломатичность Умение быть надежным
Поведенческий подход Стиль поведения – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей Теории Х и У Дугласа Мак Грегора: Теория Х Теория У Люди от природы ленивы и не любят работать Нужен жесткий подход для достижения результата Среднестатистический человек не стремится к самостоятельности и желает, чтобы им руководили Люди от природы любят и хотят работать хорошо Каждый человек талантлив В любой деятельности нужна свобода для творчества Среднестатистический человек стремится к ответственности
Содержание стилей по Курту Левину: Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль Р Р Р
Управленческая решетка Блейка и Моутона И н т е р е с к р а б о т е низкий высокий И н т е р е с к л ю д я м Управление работой Ослабленное управление Управление посередине Управление загородным клубом Управление командой низкий
Стили управления согласно управленческой решетке 1.1 Ослабленное управление – приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой должности 1.9 Управление загородным клубом – вдумчивое и внимательное отношение к потребностям и нуждам людей в целях установления отношений удовлетворенности, ведущих к созданию удобной и дружественной атмосферы
Стили управления согласно управленческой решетке 9.1 Управление работой – приоритет максимизации производственных результатов, при этом подчиненным диктуется то, что и как они должны делать 5.5 Управление по середине (организационное управление) адекватное выполнение работы основывается на балансе усилий по выполнению работы и приемлемой социально- психологической атмосферы 9.9 Управление командой – эффективность работы исходит из обязательств людей и взаимодействия, отношения строятся на доверии и уважении
Модель ситуационного лидерства Фидлера Согласно ситуационному подходу лидерское поведение должно быть различным в различных ситуациях Согласно теории Фидлера лидерский стиль остается постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, т.к. в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу. Благоприятность ситуации определяется как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей.
Лидерские стили согласно модели Фидлера Для определения стиля лидерства Фидлер предлагал построить профиль наименее предпочитаемого работника (НПР), согласно 8-бальной шкале по следующим качествам: открытый – сдержанный; покладистый – придирчивый; эффективный – непродуктивный; самоуверенный – нерешительный; жизнерадостный – угрюмый и т.д.
Лидерские стили согласно модели Фидлера Лидеры, набравшие высокие баллы, т.е. описавшие своего НПР очень позитивно, - ориентированы на отношения (лидер с высоким НПР) Лидеры, набравшие более низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работу (лидер с низким НПР)
Ситуационные переменные модели Фидлера: Отношения в коллективе – отражает уровень лояльности, доверительности, поддержки и уважения, т.е. признания лидера последователями Структурированность работы – отражает уровень структурированности решаемых группой задач Властные полномочия – отражает уровень формальной власти лидера, необходимой для использования адекватных способов стимулирования
Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стилями дают восемь типов ситуаций, проанализировав которые Фидлер пришел к следующим выводам: Эффективность достигается, если: в наименее благоприятной ситуации лидеры демонстрируют стиль, ориентированный на работу; в ситуации умеренной благоприятности – стиль, ориентированный на отношения; в наиболее благоприятной ситуации – стиль, ориентированный на работу
Спасибо за внимание!