МЕНЕДЖМЕНТ «Управление (руководство) как функция менеджмента»
Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели. Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению. В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам: выдача директив относительно того, что нужно сделать; налаживание сотрудничества между людьми; обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели. 2
ЭР = Л + В, где ЭР – эффективность руководства, Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчинённых и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других. 3
4 1. Дистанционный – руководитель не сближается с подчинёнными 2. Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчинёнными. 3. Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначать цели деятельности организации и предоставлять подчинённым самостоятельность в выборе путей достижения целей 4. Делегирующий – руководитель передаёт часть своих полномочий подчинённым
Формальная сторона Содержательная сторона 1.Деловые, краткие распоряжения 2. Запреты без нисхождения с угрозой 3.Чёткий язык, неприветливый тон 4. Похвала и придирки субъективны 5. Эмоции в расчёт не принимаются 6. Показ приёмов – не система 7. Позиция руководителя – вне группы 1. Дела в группе планируются руководителем заранее и во всём их объёме 2. Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны 3. Голос руководителя – решительный 5
6 Формальная сторона Содержательная сторона 1. Инструкции в форме предложений 2. Не сухая речь, а товарищеский тон 3. Похвала и порицание с советами 4. Распоряжения и запреты с дискуссиями 5. Позиция руководителя внутри группы 1. Мероприятия планируются вне группы 2. За реализацию предложения отвечают все 3. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
7 Формальная сторона Содержательная сторона 1. Конвенциальный тон 2. Отсутствие похвалы, порицаний 3. Никакого сотрудничества 4. Позиция руководителя – незаметно в стороне от группы 1. Дела в группе идут сами собой 2. Руководитель не даёт указаний 3. Разделы работы складываются из отдельных интересов от лидеров групп
Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается на шкале между полярными позициями: 8 Автократия ДемократияНевмишательство
Система 1Система 2Система 3Система 4 Эксплуататорско - авторитарная Благосклонно- авторитарная Консультативно- демократическая Основанная на участии 9
«Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах. «Теория У» характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении 10
11
Прежде чем решить какими должны быть действия – демократичными или автократичными – в разных ситуациях, руководителю необходимо рассмотреть три серии вопросов. 1. Вопросы личного характера. Руководитель должен оценивать свои собственные взгляды, наклонности, уровень доверия к себе со стороны подчиненных, степень своей решительности. 2. Вопросы, касающиеся подчиненных. Руководитель должен оценить склонность членов своего коллектива к независимости, ответственности, интересы подчиненных, уровень знаний, стремление быть вовлеченным в процесс принятия решений. 3. Вопросы, касающиеся особенностей конкретной ситуации. 12
Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются: 1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей. 2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность. 3. Должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация. 13
Личностная теория по Джону Адаиру. Ценные качества руководителя: 1. Способность работать с большим кругом людей, 2. Умение брать на себя ответственность, 3. Стремление к достижению больших целей, 4. Опыт руководства, 5. Большой опыт разных деловых функций в середине карьеры. 14
15
16
17 Факторы, влияющие на руководство Объективные ОбщиеИндивидуальные Субъективные
1. Уважать друг друга. 2. Давать установку. 3. Взаимно гарантировать информирование и гласность. 4. Лично вступать в коммуникацию. 5. Деятельно нести ответственность. 6. Делать процессы осознаваемыми. 7. Содействовать соучастию и солидарной ответственности. 8. Осознавать перемены как шанс. 9. Конструктивно использовать обратные сигналы и конфликты. 10. Быть готовым учиться. 18