Чабан Татьяна Юрьевна, г. Красноярск, 13 ноября 2013 г. ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В 4 КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Контекст обсуждения Российская академия образования по заказу Рособрнадзора разработала модель оценки качества начального образования (ОКНО). В 2011, 2012 и 2013 гг. Красноярский край принимал участие в ее апробации. В 2013 г. в апробации приняло участие 30 регионов РФ. Разработанная модель ОКНО будет использоваться начиная с 2014 г. – для пилотных школ, с 2015 г. – для всех школ. Решений о формах переноса данной модели в регионы на сегодня не принято. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Требования ФГОС к промежуточной аттестации Результаты промежуточной аттестации должны отражать динамику индивидуальных образовательных достижений учеников « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Требования ФГОС к итоговым работам Результаты итоговых работ должны характеризовать «уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Оценка индивидуальных достижений выпускников начальной школы планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования : раздел « Выпускник научится ») Оценка работы образовательной системы планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования : разделы « Выпускник научится », « Выпускник получит возможность научиться » Содержательная и критериальная основа оценки качества начального образования (ФГОС, федеральная модель, ИСИО РАО) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
для оценки индивидуальных достижений обучающихся 1. КИМ для оценки предметных результатов ( математика, русский язык, окружающий мир ) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов ( работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения ) 3. Инструктивно - методические материалы ( Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др. Состав инструментария оценки качества начального образования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Оценка индивидуальных достижений выпускников начальной школы Оценка состояния дел в образовательной системе 1. Итоговая работа по математике ( МА 1) 2. Итоговая работа по русскому языку ( РУ 1) 3. Итоговая работа по окружающему миру ( ОМ 1) 4. Комплексная работа для оценки метапредметных результатов 5. Групповой проект 1. Итоговая работа по математике ( МА 2) 2. Итоговая работа по русскому языку ( РУ 2) 3. (?) Итоговая работа по окружающему миру ( ОМ 2) Оценочные процедуры « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО CENTEROKO.RU ДЕМОВЕРСИИ ИТОГОВЫХ РАБОТ « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Основными действиями являются смысловое чтение и логические действия, направленные на анализ, обобщение, установление аналогии, классификацию, установление причинно- следственных связей, рассуждения, умозаключения и формулирование выводов. Читательская грамотность « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
регулятивные действия: активность участия в планировании, распределение функций и их выполнение, соответствие исполнения плану, активность в контроле своих действий; коммуникативные действия: характер взаимодействия в группе, участие в конфликте, активность/инициативность ученика, ориентация на партнера и согласованность позиций, лидерство, участие в презентации. Групповой проект « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
распределение обучающихся по уровням освоения основной образовательной программы начального общего образования : недостаточный, пониженный, базовый, повышенный, высокий ; успешность освоения учебной программы ( процент баллов, полученных за выполнение всех заданий работы, к максимальному баллу ) Показатели качества начального образования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения. Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области Уровни предметных достижений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки; Первая подгруппа – ученики не достигли уровня базовой подготовки, не применяют полученные знания в измененной или новой ситуации, снижен интерес к предмету, они с трудом осваивают предметные и метапредметные учебные действия и затрудняются в их применении в стандартных учебных ситуациях. Необходима коррекционная работа по всем разделам учебных курсов. Предметные результаты: уровни достижений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Вторая подгруппа - ученики не достигли уровня базовой подготовки, но при этом способны применять полученные знания в измененной или новой ситуации (получили 4 и более баллов за выполнение заданий повышенного уровня). Необходимо восполнение недостающих базовых знаний и умений в сочетании с решением нестандартных поисковых и исследовательских задач, примет особого внимания - взаимоотношения с педагогом. Предметные результаты: уровни достижений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Недостаточный (для дальнейшего обучения) уровень - ученик освоил и может применять отдельные предметные действия только по некоторым (не более 2-3 темам учебного курса начальной школы). У детей наблюдается снижение интереса к предмету, они с трудом осваивают предметные и метапредметные учебные действия и затрудняются в их применении даже в простых учебных ситуациях. Необходима: серьезная коррекционная работа Предметные результаты: уровни достижений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Результаты выполнения итоговой работы по математике по классу (4 класс, конец 2011/2012 учебного года) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » Не достигли базового уровня ( ФГОС,2009) (% учащихся, не достигших базового уровня ) Достигли базового уровня ( ФГОС,2009) (% учащихся, достигших базового уровня ) МА 1 Успешность выполнения работы ( средний % от максимальног о балла за всю работу ) Выполнили менее 50% заданий базового уровня Критерий 1: выполнили от 50% до 100% заданий базового уровня Критерий 2: выполнили от 65% до 100% заданий базового уровня Класс Регион Все регионы
Успешность освоения учебной программы – среднее значение показателя успешности выполнения работы всех учеников, которые ее выполняли. Доля достигших базового уровня – процент учеников, выполнивших не менее 50% и не менее 65% всех заданий базовой трудности в работе. Успешность выполнения заданий по разделу «Выпускник научится» – средний процент набранных баллов от максимального возможного по разделу Успешность выполнения заданий по разделу «Выпускник получит возможность научиться» – средний процент набранных баллов от максимального возможного по разделу Успешность образовательной миссии – соотношение двух предыдущих показателей. Показатели оценки качества начального образования на региональном уровне « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Успешность образовательной миссии (Окружающий мир) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Коля измерил высоту конуры своей собаки. Какой результат он мог получить? 1) 11 см 2) 110 см 3) 1100 см 4)11000 см Пример задания по математике « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Накануне Женского дня 8 марта Гена хочет сделать уборку в квартире. Он составил список основных дел и указал время на их выполнение. Ему нужно: вытереть пыль – 25 минут, привести в порядок ящики своего стола – 2 ящика по 15 минут на каждый, вымыть пол – 25 минут, полить цветы – 10 минут, вынести мусор – 5 минут. Сможет ли Гена сделать уборку за 1 ч 30 мин? Пример задания по математике « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
применить математическую терминологию (58%) Решить текстовую задачу в 2 действия, задачу на движение, задачу, содержащую отношение «на… меньше» (60%) понять и объяснить математическую проблему, представленную с помощью сюжетной ситуации, учет нескольких условий (18%) прочитать геометрическую модель задачи и найти два решения (28%) Ответить на непрямые вопросы к диаграмме (29%) Трудности МА: умения, которые освоили не более 60% учеников « ЦЕНТР ОЦЕНКИ К (28%) АЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. килька, зелень, пение, решишь, весёлый, овощ, чаща, метели Пример задания по русскому языку « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » В слове два слогаВ слове три слога В слове все согласные звуки мягкие В слове НЕ все согласные звуки мягкие килька
Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть предложения, и это обязательно должен быть связный текст. _________________________________________ __________________________________________ Пример задания по русскому языку « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Линия «Система языка» умение различать формы слова и родственные слова (57%) умение выявлять слова, значение которых требует уточнения (53%). Линия «Развитие речи» умение составлять небольшой связный текст (52-59%) умение дополнять план текста, восстанавливая пропущенные пункты плана (60%). Трудности РЯ: умения, которые освоили не более 60% учеников « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Сережа проводил опыт с поваренной солью и водой. Он бросал в стакан с водой по 1 чайной ложке соли и следил за временем до ее полного растворения. В таблице представлены результаты его опыта. Пример задания: Окружающий мир « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » Масса воды Температура воды Количество чайных ложек соли Время, за которое вся соль растворилась в воде 200 г 10°1370 сек 200 г 40°1305 сек 200 г 50°1230 сек 200 г 70°1170 сек
1)Сколько соли растворяется в воде при разной температуре 2)Чем выше температура воды, тем больше соли в ней растворяется 3)Как зависит время растворения соли от температуры воды 4)Как зависит масса растворенной соли от температуры воды Какое предположение проверял Сережа в своем опыте? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЛОЖНЫХ ТРАВМАХ (60%) группировка объектов по 4 группам (40%) сравнение и описание объектов (33%) ОПРЕДЕЛЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СТОРОНАМ СВЕТА НА СХЕМЕ ИЛИ ПО КОМПАСУ (50%) ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ ПО ЧАСАМ (56%) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ПРОВЕРЯЕМОГО В ОПЫТЕ, ВЫВОДА ИЗ ОПЫТА ИЛИ ОБЪЯСНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА (50%) Трудности ОМ: умения, которые освоили не более 60% учеников « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
1. Нарушение требований к проведению процедуры 2. Качество проверки: ошибки в каждой пятой работе 3. Мотивация участников («ЕГЭ» в 4 классе», недоверие к процедуре, использование результатов для взысканий, рейтингования) 4. Работа с результатами «Слабые» места в проведении итоговых работ (на примере ККР4) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
При разработке и проверке тематического планирования учитывать наличие и полноту представления всех планируемых результатов ФГОС по всем предметам. Контролировать включение в текущий и промежуточный контроль заданий различного типа и вида, формы предъявления и уровня трудности. Контролировать выполнение всех требований проведения внешних проверочных работ. Обсуждать c педагогами результаты выполнения итоговых работ, составление рекомендаций для классов и конкретных учащихся. Рекомендации завучам начальной школы « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Учесть в тематическом планировании все разделы курсов математики, русского языка и окружающего мира начальной школы. Не должно быть «брошенных тем», т.е. необходимо развивать знания и умения, которые были сформированы при изучении тем, включенных в курс начальной школе. Рекомендации учителям основной школы « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Приступать к изучению каждой темы, преемственной с темой начальной школы, не «с нуля», а с учетом уровня, гарантированного авторской программой, по которой обучались учащиеся. Авторская программа курса, который изучали 5-классники в начальной школе, гарантирует определенный уровень подготовки, который заявлен в требованиях «К концу 4 класса: «Выпускник научится» / «Выпускник получит возможность научиться». Рекомендации учителям основной школы « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Организовать коррекционно-развивающую работу с учениками, учитывая продемонстрированный ими уровень подготовки при выполнении проверочных работ по предметам начальной школы. Учитывать в процессе обучения уровень достижений отдельных учащихся и класса в целом, показанных при выполнении итоговых работ по курсу начальной школы. Рекомендации учителям основной школы « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Тел./факс: (391) сайт: cоk.cross-edu.ru Спасибо за внимание. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »