Программа развития универсальных учебных действий Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. МГУ имени М.В.Ломоносова
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Универсальные учебные действия это система действий учащегося, обеспечивающая - культурную идентичность, - социальную компетентность, - толерантность, - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности
Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
Функции универсальных учебных действий 2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности - готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, - формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания - усвоения знаний, умений и навыков;
Основания выделения УУД Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка) Этапы процесса усвоения Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные Российская академия образования
Личностные УУД ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Личностные УУД – Самопознание и самоопределение Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Личностные УУД - смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация Выделение морально-этического содержания событий и действий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Виды УУД – Регулятивные действия Регуля- тивные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция Коррекция Оценка
Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - Планирование – определение после- довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Регулятивные УУД Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность - - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - - к преодолению препятствий; - -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями - к мобилизации сил и энергии;
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели Информационный поиск постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия Умение структурировать знания Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Общеучебные УУД Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции - - отображения учебного материала; - - выделения существенного; - - отрыва от конкретных ситуативных значений; - - переход во внутренний умственный план - - формирования обобщенных знаний - Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование/декодирование Моделирование
Познавательные УУД – логические действия Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
Познавательные УУД – логические действия Подведение под понятия, выведение следствий Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждения Выдвижение гипотез, их обоснование Доказательство
Познавательные УУД – Постановка и решение проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером Умение слушать и слышать
Коммуникация как взаимодействие с партнером (децентрация, умение услышать партнера, учет различных позиций в общении) как сотрудничество, кооперация как основа интериоризации действия (перехода от внешнего материализованного действия к внутреннему умственному через ряд речевых этапов)
-
УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно- воспитательного процесса и его результаты
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД
Задачи формирования УУД Определить цели формирования универсальных учебных действий, их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств с учетом возрастно- психологических особенностей учащихся
Задачи формирования УУД Обеспечить СМЫСЛ учебной деятельности для учащихся и развитие УЧЕБНОЙ и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ. СМЫСЛ – отношение мотива и цели – Возможности управления смыслообразованием в учебной деятельности
Задачи формирования УУД Определить ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ ОСНОВУ каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение. Организовать ориентировку учащихся в выполнении УУД
1. Необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия: раскрыть систему объективных условий правильного выполнения действия; дать образец требуемого результата, Задать последовательность операций действия. Схема ориентировки должна быть представлена внешним образом (например, схемы, графа, таблицы и т.д. Внешнее наглядное представление схемы ориентировочной основы значительно облегчает организацию выполнения и усвоения действий.
Необходимо дать задания в последовательности, соответствующей психологическим требованиям к организации усвоения. Так, например, в учебниках задания одного типа, например, на развитие коммуникативных действий, предлагаются только в начале и в конце курса русского языка, в то время как в середине – подобные задания отсутствуют. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов универсальных действий.
3. Для обеспечения способности учащегося действовать во внутреннем умственном плане необходимо: предусмотреть последовательный переход от выполнения действия реального преобразования объекта, заданного во внешней форме в виде конкретных предметов или их заместителей (например, предметные множества – машины, цветы, животные) к выполнению действия с объектов в наглядно-образной форме (например, со схемами, моделями, планами, схематическими рисунками и т.п.), и в вербально-понятийной форме объекта (например, текст задачи, упражнения и т.д.).
обеспечить последовательное изменение уровня выполнения действия от материальной (материализованной формы) – например, реальное обведение контура, классификация предметов с помощью раскладывания предметных картинок, соединение линией предметов (слов), объединенных функциональными связями) к речевой форме, когда действие выполняется в форме рассуждения, рассказа, и, наконец, в умственной форме, когда ученик только фиксирует конечный ответ на заданный вопрос.
Ключевой задачей школьного обучения и содержания учебной деятельности в начальной школе является усвоение системы научных понятий. Необходимо раскрыть учащемуся - существенные признаки понятия - содержание логического приема подведения под понятие - логическое правило распознавания в конкретных ситуациях наличия (отсутствия, неизвестности) каждого из существенных признаков понятия и дать рекомендации по выполнению этого действия.
Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр. 6. Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Дать рекомендации по их выполнению
Задачи формирования УУД 3. Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции
Задачи формирования УУД Определить связи каждого УУД с содержанием предметной дисциплины. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД с учетом возрастных особенностей применительно к предметной дисциплине.
Задачи формирования УУД Разработать систему задач для формирования УУД, включая типы задач Предметные задачи Логические задачи (варьирование необходимых и достаточных условий) Психологические задачи (противоречие логических посылок и наглядных признаков)
Задачи формирования УУД Разработать задания для совместной учебной деятельности, обеспечивающих формирование регулятивных (контроль, оценка, планирование), коммуникативных, логических и личностных действий - в группах - в парах
Задачи формирования УУД Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование УУД.
Задачи формирования УУД 6. Разработать учебно-методические рекомендации для педагогов. Осуществить специальную психолого- педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или профессиональной подготовки педагогов
Спасибо за внимание! Карабанова О.А. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я