Взаимодействие с «трудным» родителем М.Ю.Чибисова, канд. пс. н. Окружной методический центр Южного окружного управления образования
КАКОГО РОДИТЕЛЯ МЫ МОЖЕМ НАЗВАТЬ «ТРУДНЫМ»?
Взаимодействие с «конфликтным» родителем Ничего не объясняем, пока он находится в состоянии эмоционального возбуждения! Даем возможность высказаться Оказываем эмоциональную поддержку Обсуждаем возможные пути выхода из сложившейся ситуации
Взаимодействие с родителем, не выполняющим рекомендации В основе взаимодействия – контакт и взаимопонимание! Не предъявляем претензии, а создаем позицию сотрудничества: «Мы вместе помогаем ребенку» Обязательно выражаем положительную оценку ребенка
Взаимодействие с родителем «трудного» ученика Определяем, какой стиль воспитания реализует родитель. Для этого анализируем проблемы ребенка и наблюдаем за родителем Выбираем способ поведения в соответствии с одним из нижеперечисленных стилей воспитания
Потворствующая гиперопека РОДИТЕЛЬ -Чрезмерно потакает желаниям ребенка -Предъявляет минимум требований и запретов (часто требования в виде вопросов) -Не обозначает свои границы -Много суетится вокруг ребенка -Считает ребенка уникальным РЕБЕНОК -Обладает неадекватно завышенной, но неустойчивой самооценкой -Безудержно стремится к лидерству и превосходству -Очень переживает ситуации неуспеха -Плохо адаптируется в детских учреждениях
Типичные трудности ребенка: Родители предъявляют претензии, что ребенка недостаточно ценят Ребенка обижают другие дети Ребенок плохо адаптируется, не выполняя требований учебного заведения
Доминирующая гиперопека РОДИТЕЛЬ -Чрезмерно внимателен к ребенку, но при этом мелочно контролирует его, предъявляя много запретов -Обилие требований, указаний, наставлений -Ограничивает инициативу ребенка, поправляет его, не прислушивается к пожеланиям -Дает много негативных оценок РЕБЕНОК -Несамостоятельный, нерешительный, безынициативный -Не может постоять за себя -Часто тревожный и с заниженной самооценкой -В подростковом возрасте могут проявляться протестные реакции
Типичные трудности ребенка : Ребенок занимает ведомую, подчиненную позицию Упрямство, капризы и страхи Поведенческие проблемы: грубит, не слушается и т.д.
Симбиоз РОДИТЕЛЬ -Стремится привязать ребенка к себе, удержать рядом, лишить самостоятельности -Преуменьшает способности и потенциал ребенка, что приводит к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни -Живет интересами ребенка -Часто говорит «мы» РЕБЕНОК -Слишком привязан к своему родителю -Не может принимать самостоятельные решения -Избегает контактов с другими людьми, довольствуясь обществом родителя
Типичные трудности ребенка Трудности адаптации в учебном заведении Инфантильность, зависимость, несамостоятельность ребенка Ведомая позиция
Эмоциональное отвержение: РОДИТЕЛЬ -Игнорирует потребности ребенка, нередко жестоко с ним обращается -Раздражается на ребенка -Стремится избежать общения, тесных контактов -Выражает общее недовольство тем, что ребенок «какой-то не такой» РЕБЕНОК -Не может устанавливать близкие и теплые доверительные отношения -Заниженная самооценка -Могут быть протестные реакции, уход в мир фантазий и т.д.
Типичные трудности ребенка Поведенческие проблемы: дерется, грубит, убегает из дома, ворует деньги, проявляет жестокость к животным и т.п. Нарушает школьные правила
Непоследовательное воспитание: РОДИТЕЛЬ -Предъявляет много требований, но не доводит их до конца -В одной и той же ситуации ведет себя по-разному РЕБЕНОК -Низкий уровень самоорганизации, не может работать самостоятельно -Нарушает правила поведения -Манипулирует взрослым
Типичные трудности: Дисциплинарные трудности, прежде всего непослушание Ребенок «проверяет» любые требование взрослого
Повышенная моральная ответственность: РОДИТЕЛЬ -Предъявляет к ребенку повышенные требования, не соответствующие реальным возрастным и психофизиологическим потребностям ребенка -Возлагают на ребенка ответственность за серьезные решения или задачи -Игнорируют реальные интересы и возможности ребенка РЕБЕНОК - Проявляет агрессию по отношению к объекту ответственности -Отказывается от ответственности: не хочет ходить в школу и т.п. -Высокая тревожность, страхи -Заниженная самооценка
Типичные трудности: Протестные реакции Ребенок не выполняет свои обязанности, не сдерживает обещания
Желаю профессиональных успехов!