Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
1. Общие сведения о классе Количество учащихся в классе, из них мальчиков и девочек, как долго существует данный коллектив, имеются ли в классе новички, второгодники, переростки, общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы. Классное руководство и отношение учащихся к классному руководителю.
2. Структура классного коллектива и внугригрупповые процессы Лидерство, руководство, наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников, пути и методы вовлечения их в жизнь коллектива. Нормы, ценности группы, наличие традиций в коллективе. Критика и самокритика в коллективе.
3. Характер общения учащихся в группе Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива. Формы взаимопомощи, взаимоотношений между мальчиками и девочками.
4. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий, наличие учеников с неустойчивым, рассеянным вниманием. Память учащихся, наличие учеников с ярко выраженным типом памяти (зрительным, слуховым, моторным, смешанным), а также' учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала. Мышление, наличие сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, а также учеников с замедленным темпом мыслительной деятельности, индивидуальный подход к ним. Работоспособность коллектива, владеют ли ученики навыками самостоятельного умственного труда.
5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся Наличие учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих. Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности.
6. Уровень воспитанности коллектива, усвоение им социального опыта Общая характеристика дисциплины в классе. Характер дисциплины на уроках и вне уроков. Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности. Проявление чуткости, внимательности, чести, долга и др. Какие существуют формы и методы воспитания этих чувств в коллективе.
Выводы, постановка проблем, прогноз, задач