Лекция 7 Гештальт-психология (1910-е – 1950-е гг.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гештальтпсихология. Гештальт (от нем. Gestalt) – форма, структура, целое. Обозначает целостные образования сознания Гештальт-психология - направление.
Advertisements

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. План: 1.Определения:гештальт и гештальтпсихология 2. Основные теоретические положения гештальтпсихологии 3.Основатели и представители.
Тема 4. Ситуативная динамика мотивации Лекция 5..
Гештальтпсихология как научное направление психологии.
Гештальт-психология пытается вернуться к наивному восприятию, непосредственному опыту и требует, чтобы она там находила не группу элементов, но целостные.
К. Левин: Теория психологического поля и мотивации, динамическая теория личности.
Общее определение Основные свойства образов восприятия Теории восприятия ВОСПРИЯТИЕ.
Семестр1. Тема2. Лекция4-5. Становление категориального строя психологии.
Семестр1. Тема2. Лекция4-5. Становление категориального строя психологии.
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Подготовил Голобородько Евгений.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Как человек познает МИР ? Группа 7361 – Бакалавры педагогики Великий Новгород 2008.
Развитие предмета исследования в социальной психологии и в культурно- исторической психологии. Со I.1 Группа «Тезис» Андреева М. Байковская Н. Богатская.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
Транксрипт:

Лекция 7 Гештальт-психология (1910-е – 1950-е гг.)

1. Общая характеристика гештальт-психологии 2. Экспериментальные исследования познавательных процессов в гештальт-психологии 3. Динамическая теория личности К.Левина

1910-е гг., Франкфурт-на-Майне – зарождение гештальт-психологии Макс Вертгеймер Вольфганг Келер Курт Коффка

1. Общая характеристика гештальт-психологии Предпосылки развития Основные вехи в развитии гештальт-психологии

М.Вертгеймер: «Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов» Методологические основания: психическое поле, изоморфизм, феноменология Предпосылки развития гештальт-психологии Феноменология Брентано и Гуссерля: интенциональные акты и интенциональность сознания. К.Штумпф (Геттинген, Вюрцбург, затем - Берлин) Идея Эренфельса – «качества формы» (качества, не определяемые отдельными ощущениями) Новая парадигма в физике – понятие силового поля. Развитие квантовой механики Келер (учился у Планка): «Гештальт-психология стала своего рода приложением физики поля к некоторым важным разделам психологии» Основной постулат: внутренняя системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей

Основные вехи в развитии гештальт-психологии 1910 г. – эксперименты М.Вертгеймера: фи-феномен г. – его статья «Экспериментальные исследования восприятия движения» гг. – исследования Келера на о-ве Тенериф 1920 г. – работа Келера «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» 1920-е гг. – Берлинский университет – центр исследований Г.-п г. – основание журнала «Психологические исследования» 1922 г. – статья Коффки «Перцепция: введение в гештальт-теорию» в американском ж-ле 1924 г. – работа Келера «Интеллект человекообразных обезьян» с 1927 г. – Коффка преподает в США 1929 г. – книга Келера «Гештальт-психология» на английском языке 1933 г. – эмигрируют в США Вертгеймер, Келер, Левин 1945 г. – посмертное издание книги Вертгеймера «Продуктивное мышление» 1956 г. – Келер награжден АПА и избран ее президентом

2. Экспериментальные исследования познавательных процессов в гештальт-психологии Исследования восприятия, основные феномены и законы Проблема внимания в гештальт-психологии Исследования мышления в гештальт-психологии

Законы восприятия Закон прегнантности – хорошей формы (психическая организация будет настолько хорошей, насколько позволяют условия) «Фигура – фон» Закон транспозиции Закон константности (о целостности и константности восприятия – Катц и Рубин, но отличие от них гештальт-психологи ориентировались на физико-математическое знание) Закон близости Закон замыкания Закон сходства Всего описано более 130 «законов» (свойств, феноменов и закономерностей) Ключевое понятие – зрительное поле Изоморфная триада: оптическое поле, мозговое поле, феноменологическое поле

Внимание как Эго-объектная сила Внимание – особое свойство восприятия, отражающее взаимодействие эго-объектных сил Возможные состояния эго-объектной связи: 1) когда объектные силы преобладают над субъектными, происходит перцептивная организация и фигура на структурированном фоне приковывает внимание 2) объект не однозначен, столкновение эго с проблемой «что это такое?»; 3) эго удерживает объект, выделяет все новые его свойства

Исследования мышления в гештальт-психологии Келер: решение задач на примере шимпанзе – инсайт Дункер: метод «думания вслух» - проблемная ситуация «Мышление – это процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям» Проникновение в проблемную ситуацию понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт Нахождение функционального значения решения Реализация функционального значения в конкретном решении Вертгеймер: понятие «продуктивное мышление» Стадии: А – возникновение темы, В – анализ ситуации, осознание проблемы, С – работа над решением, D – инсайт, E - исполнительная стадия Метод наводящих задач (использование задач-подсказок)

Перед испытуемыми находится стол, прислоненный к деревянной стене, на стол выклывается следующий набор предметов: Свеча Упаковка спичек Коробок с кнопками Задача: Зажечь свечу и прикрепить ее к стене так, чтобы не запачкать воском ни стену, ни пол. Решить задачу нужно как можно быстрее.

- Какое понятие в современной науке близко к понятию гештальта? - Какие идеи и разработки гештальт-психологов сохраняют актуальность сегодня? Какие остались достоянием истории психологии?

3. Динамическая теория личности К.Левина Теория поля: модель личности и модель окружения Экспериментальные исследования в школе К.Левина Исследования групповой динамики

Курт Левин ( )

Понятия, введенные в психологию Куртом Левином квазипотребность психологическая валентность жизненное пространство временная перспектива уровень притязаний групповая динамика

Теория поля: модель личности и модель окружения 1935 г. – Динамическая психология личности 1936 г. – Принципы топологической психологии V = f (P, U) т.е. Поведение= f (личность, окружение) Для объяснения поведения – 2 модели: Личности (энергии и напряжения) Окружения (силы и локомоции) Идея гомеостатической регуляции: стремление к состоянию равновесия между различными областями в модели, распределение напряжений или сил. Но!!! - не снижение напряжения, а его уравновешивание по отношению к общей системе

Модель личности u - окружение m – сенсомоторная пограничная зона (функции восприятия и исполнения) p – перефирические области z – центральные области 1926 г. – «Намерение, воля и потребность». Цели действия как квазипотребности

Модель окружения 1917 г. – «Военный ландшафт». Позже – годологическая модель. «Психологическое окружение …следует рассматривать как одну из взаимосвязанных частей …жизненного пространства, другой частью которого является сам субъект»

Экспериментальные исследования в школе К.Левина Последствия незавершенных действий 1927 – Зейгарник 1928 – Овсянкина (спонтанное возобновление действий) Замещающие действия 1933 – Лисснер – роль степени сходства заданий 1933 – Малер – степень реальности 1944 – Хенле – роль привлекательности действий в замещающем эффекте Психологическое растояние и сила валентности 1933 – Фаянс (эксперименты с детьми – игрушка вне досягаемости) Уровень притязаний 1930 – Хоппе Фрустрация 1941 – Баркер, Дембо и Левин – фрустрация и агрессия у детей

Исследования групповой динамики 1940-е гг. – работа в Центре стратегических исследований (будущее ЦРУ), проблемы пропаганды, лидерства. Организатор общества психологического исследования социальных проблем гг. – Левин руководит Исследовательским центром групповой динамики в Массачусетском технологическом институте Массачусетском технологическом институте Групповое поведение как функция общего состояния социального поля. Группа – динамическое целое «со свойствами, отличными от свойств ее слагаемых или суммы этих слагаемых» Лидерство – авторитарный, демократический и попустительский стили руководства, их влияние на поведение Групповая дискуссия как способ воздействия на социальные установки Исследования коммуникаций и распространения слухов Социальное восприятие и межличностные отношения