ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Егорова Наталья Егоровна г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Деятельностный подход в построении стандарта Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции. Стандарт - «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую.
Цели начального образования Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Цели основного общего образования Основное общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Цели среднего (полного) общего образования Существенное расширение возможности либо выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему (профильное обучение), либо создание своей индивидуальной образовательной программы (школа индивидуальных образовательных программ).
Выбор технологии приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса без применения селективных средств; чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности.
Программа развития универсальных учебных действий
Методологическая и теоретическая основа – системно-деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова.
Программа развития универсальных учебных действий разработана группой под руководством член-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г.АСМОЛОВА в составе Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой
ФУНКЦИИ УУД 1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности 2. Регуляция учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка) 3. Обеспечение успешности обучения на основе формирование целостной картины мира, компетентностей в любой предметной области познания, усвоения знаний, умений и навыков
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные УУД 1. Самоопределение 2. Смыслопорождение 3. Нравственно-этическое оценивание
Познавательные УУД Общеучебные действия Логические действия Постановка и решение задач
Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Диалогическая и монологическая контекстная речь способность строить речевое высказывание с учетом цели коммуникации и особенностей партнера Лидерство и согласование действий с партнером