История и новые задачи развития профильного обучения в университетском лицее 1511 НИЯУ МИФИ
Университетский лицей 1511 предуниверситария НИЯУ МИФИ создан в 1982 году по совместной инициативе МИФИ и Комитета образования города Москвы как одна из первых профильных школ при вузе. Первое название школы – ФМШ 542
Основные подходы к организации учебного процесса по профильным дисциплинам в ФМШ 542- лицей 1511 Приём в школу осуществляет приёмная комиссия МИФИ по конкурсу. Выпускные экзамены приравниваются к вступительным в МИФИ Лекционно-семинарский система в преподавании физики, математики, химии, информатики Деление классов на подгруппы на занятиях по физике, математике, информатике, химии, иностранному языку и экспериментальной физике Привлечение совместителей из числа преподавателей и научных сотрудников НИЯУ МИФИ, ФИАН, РНЦ «Курчатовский институт» для преподавания физики, математики, химии, информатики, иностранного языка. Курс «Экспериментальная физика» на базе четырёх физических лабораторий, лабораторный практикум по химии в лаборатории химии, практические занятия по информатике, лингафонные занятия по ино.
Лекционно-семинарская система
10-ый класс. Цикл «Электричество» «Включение реостата в электрическую цепь» «Измерение электроёмкости конденсатора» Вводное занятие «Измерение напряжения в цепи с помощью вольтметра» Консультирование учащихся во время занятия по «Экспериментальной физике» с исследовательским заданием Учащиеся выпускного класса во время подготовки к защите лабораторной работы «Определение показателя преломления света для жидкостей» Курс «Экспериментальная физика» В четырех физических лабораториях лицеисты еженедельно выполняют учебные эксперименты по всему курсу физики: от механики до спектрального анализа
Элементы проектного метода обучения в текущем учебном процессе Курс экспериментальной физики: 2 часа в неделю работа над учебными экспериментальными заданиями (мини проектами) в учебной физической лаборатории (9,10 и 11 классы)
Все лицеисты работают в лабораториях НИЯУ МИФИ на учебной практике в научных группах. В ходе практики лицеисты знакомятся со специальностями НИЯУ МИФИ; учатся творчески применять в практической деятельности знания, полученные в лицее; получают навыки научно- исследовательской работы. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА В НИЯУ МИФИ Научно-образовательный центр НЕВОД Факультет А Кафедра 27 Микро- и наноэлектроника Факультет КиБ Кафедра 12 Компьютерные системы и технологии Факультет Т Кафедра 21 Физика плазмы Факультет А Кафедра 46 Компьютерные медицинские системы. Факультет Т Кафедра 21 Физика плазмы
Летняя практика десятиклассников на кафедрах НИЯУ МИФИ, встречи с учёными – источник идей и контактов для будущих школьных проектов.
В 2014 году на конкурсы Москвы подано 6 учебно-исследовательских работ по информатике 1 учебно-исследовательская работа по математике 1 учебно-исследовательская работа по химии 23 учебно-исследовательских работ по физике 6 учебно-исследовательских работ по английскому 2 учебно-исследовательские работы по литературе 1 учебно-исследовательская работа по экономике 35 учащихся – призёры и победители конкурсов
Декада науки в лицее 1511 Результаты выполненных проектов по всему спектру школьных дисциплин: физике, математике, информатике, литературе, истории, обществознанию, географии заслушиваются на стендовой конференции во время декады науки. Жюри состоит из учителей лицея, преподавателей университета, студентов – выпускников лицея.
Проекты по зондовой микроскопии в лаборатории излучений и спектров лицея Атомно-силовая зондовая микроскопия конденсатов полупроводниковых наночастиц Совершенный зонд для атомно-силовой и туннельной зондовой микроскопии
новые задачи развития профильного обучения в предуниверситарии (1) Переход в пилотном режиме на ФГОСы нового поколения и эффективный учебный план по естественнонаучному профилю. Усиление физико-математической направленности учебного плана. Введение в учебный процесс курсов «Спецмат» и «Спецфизика» Переход на вузовскую систему контроля знаний по профильным дисциплинам: зачётно-модульная структура курса, рубежный контроль в середине семестра, зачётная сессия в конце каждого семестра, введение в план контрольных мероприятий по профильным предметам (физика, математика, информатика, химия) больших домашних заданий и их защиты с оценкой. Усиление роли лекционных курсов по физике и математике как самостоятельного вида занятий со своей системой академического контроля. Развитие проектной деятельности на базе учебных лабораторий лицея
новые задачи развития профильного обучения в предуниверситарии (2) Укрепление методического взаимодействия с профильными кафедрами НИЯУ МИФИ по физике, математике, химии, информатике с целью достижения преемственности в программах естественнонаучной подготовки. Использование лабораторной базы общих кафедр. В перспективе возможен перезачёт в вузе отдельных модулей, выполненных в лицее. Мониторинг успеваемости выпускников-лицеистов на первом курсе НИЯУ МИФИ по физике и математике для установления обратной связи с лицейскими программами. Разработка и реализация программы по привлечению лицеистов к работе научных групп кафедр НИЯУ МИФИ в течение всего учебного года. Расширение круга кафедр НИЯУ МИФИ, участвующих в учебно- исследовательской работе с лицеистами Перевод лекционных материалов по профильным предметам в электронный вид с целью использования данного материала как презентационного, а так же для организации базы данных для развития дистанционного образования
новые задачи развития профильного обучения в предуниверситарии (3) перевод имеющихся КИМов по всем предметам в электронную форму для создания лицейской базы, доступной для педагогов, и демонстрационной части, доступной для учеников создание электронной библиотеки, оснащение библиотеки средствами ИКТ, подключение библиотеки лицея к базе данных библиотеки НИЯУ МИФИ модернизация курса экспериментальной физики в направлении создания цифровых лабораторий: обновление номенклатуры работ, обновление парка измерительной аппаратуры, переход на лабораторные установки с компьютерной обработкой данных, обновление лабораторных практикумов и перевод практикумов в электронную форму, внедрение электронных лабораторных журналов, создание базы ученических данных в локальной сети лицея
новые задачи развития профильного обучения в предуниверситарии (4) Сетевое взаимодействие: - включение лицея в систему сетевой школы НИЯУ МИФИ; - развитие сетевого сотрудничества со школьной лигой РОСНАНО по совершенствованию естественнонаучного образования в старшей школе; - сотрудничество с фирмой NT-MDT по созданию в лицее лаборатории атомно-силовой и туннельной зондовой микроскопии -научно-методическое сотрудничество с территориальной группой ЮАО ГМЦ ДОгМ. Создание научно-методической образовательной среды и партнёрства в сфере образования и науки, разработка и реализация эффективных форм сотрудничества ТГ ЮАО ГМЦ ДОгМ и лицея 1511 с образовательными организациями Южного округа Расширение научно-методического сотрудничества с МИРО Проработка возможностей включение лицея в программу «Международного бакалавриата»
Спасибо за внимание