Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.
Творческие способности - комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем и получать результаты, обладающих новизной.
В качестве основного условия развития творческой активности учащихся мы предлагаем использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности, способствующие не просто воспроизведению знаний учащимися, а творческому их применению при самостоятельной работе и работе в группах сменного состава.
Алгоритм действий для развития творческого мышления 1. Научиться анализировать систему (предмет, процесс). Надо уметь строить и анализировать схемы «Состав -Связи- Взаимодействие». 2. Научиться так называемому «широкому» мышлению. Надо уметь любую систему рассматривать не отдельно, изолированно, а видеть её составные части и те системы, в которые входит наш объект анализа.. 3. Научиться Анализу развития систем. Определять влияющие на развитие системы факторы внешней среды и внутренние ресурсы. Определять антисистемы (конкурентов) и параллельные системы (дружеские), их тенденции развития. Определять - чтобы избегать или использовать в своих целях. 4. Уметь правильно ставить задачи в конкретной ситуации и видеть пути их решения. 5. Использовать высокий уровень воображения, фантазии. Уметь «привязывать» нестандартные решения к конкретным условиям. Бывает, что в фантастической идее содержится рациональное зерно. Но чтобы его найти, надо обладать особым навыком - «творческого критика». 6. Уметь реализовывать решения. Особенность методологии обучения творческому мышлению в том, что человек, обучаясь анализировать и решать различные нестандартные задачи, меняет не только мышление. Человек учится СТРОИТЬ свои отношения наиболее оптимальным образом - для достижений своих целей. При этом он, конечно, учитывает наличие разнообразных целей, направлений развития, ресурсов и у своего окружения. 1. Научиться анализировать систему (предмет, процесс). Надо уметь строить и анализировать схемы «Состав -Связи- Взаимодействие». 2. Научиться так называемому «широкому» мышлению. Надо уметь любую систему рассматривать не отдельно, изолированно, а видеть её составные части и те системы, в которые входит наш объект анализа.. 3. Научиться Анализу развития систем. Определять влияющие на развитие системы факторы внешней среды и внутренние ресурсы. Определять антисистемы (конкурентов) и параллельные системы (дружеские), их тенденции развития. Определять - чтобы избегать или использовать в своих целях. 4. Уметь правильно ставить задачи в конкретной ситуации и видеть пути их решения. 5. Использовать высокий уровень воображения, фантазии. Уметь «привязывать» нестандартные решения к конкретным условиям. Бывает, что в фантастической идее содержится рациональное зерно. Но чтобы его найти, надо обладать особым навыком - «творческого критика». 6. Уметь реализовывать решения. Особенность методологии обучения творческому мышлению в том, что человек, обучаясь анализировать и решать различные нестандартные задачи, меняет не только мышление. Человек учится СТРОИТЬ свои отношения наиболее оптимальным образом - для достижений своих целей. При этом он, конечно, учитывает наличие разнообразных целей, направлений развития, ресурсов и у своего окружения.
Современные образовательные технологии, способствующие активному обучению Проблемное обучение Проблемное обучение Концентрированное обучение Концентрированное обучение Модульное обучение Модульное обучение Развивающее обучение Развивающее обучение Дифференцированное обучение Дифференцированное обучение Активное (контекстное) обучение Активное (контекстное) обучение Игровое обучение Игровое обучение Обучение развитию критического мышления Обучение развитию критического мышления
При изучении химии основой является подчинение учебно-воспитательного процесса практическому интересу к предмету, умению оценивать значение изучаемого материала для конкретной цели Основные активные формы обучения Уроки с измененными способами организации Уроки с измененными способами организации Уроки, опирающиеся на фантазию Уроки, опирающиеся на фантазию Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ Уроки с игровой состязательной основой Уроки с игровой состязательной основой Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации Тематические предметные недели Тематические предметные недели
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо культурной среде. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо культурной среде.
Внеклассная работа – учебная деятельность, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана… Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории
Критерии оценки результативности обучения Развитие познавательного интереса учащихся и, как следствие, участие во внеклассных мероприятиях по химии, занятия в химическом кружке, выполнение творческих работ Развитие познавательного интереса учащихся и, как следствие, участие во внеклассных мероприятиях по химии, занятия в химическом кружке, выполнение творческих работ Повышение процента качества знаний учащихся по результатам обучения Повышение процента качества знаний учащихся по результатам обучения Участие в школьных и районных олимпиадах, заочных творческих конкурсах федерального уровня Участие в школьных и районных олимпиадах, заочных творческих конкурсах федерального уровня Выбор дисциплины в качестве выпускного экзамена и хорошие результаты Выбор дисциплины в качестве выпускного экзамена и хорошие результаты Развитие умений самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности Развитие умений самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности Выбор специальностей с «химическим» уклоном и отсутствие проблем при дальнейшем обучении, осознание уважительного отношения к представителям производительного труда Выбор специальностей с «химическим» уклоном и отсутствие проблем при дальнейшем обучении, осознание уважительного отношения к представителям производительного труда
Результаты итоговой аттестации Учебный год Форма аттестации Класс Количество учащихся в % от общего числа % успеваемости% качества 2004/05Традиционная ЕГЭ % 20% 15% /06Традиционная ЕГЭ % 20% /07Традиционная 960% /08Традиционная 930% /09Традиционная 925%10075
Творческие работы Виды творческих работ Количество учащихся (в % к общему числу) 2004/05 у.г.2005/06 у.г.2006/07 у.г.2007/08 у.г.2008/09 у.г. Схемо-конспекты Рефераты Доклады-сообщения Творческие проекты Оформление стендов и стенных газет Подготовка внеклассных тематических мероприятий Участие во внеклассных тематических мероприятиях
Внеурочная деятельность Учебный год Форма внеурочной деятельности Деятельность учащихся, мероприятия Достижения учащихся 2005/06-Химический кружок для 8-9 классов -Элективный курс «Химический край – Оренбургская область» для кл. Участие в школьной и районной олимпиадах, организация тематических вечеров, экскурсия на Джусинское месторождение и оформление отчета III место в районной химической олимпиаде, участие в районном конкурсе творческих проектов 2006/07-Химический кружок для 8-9 классов -Элективный курс «Решение задач» Участие в школьной и районной олимпиадах, организация школьных тематических вечеров В районной олимпиаде показали лучшие результаты (50% вып. заданий) 2007/08-Химический кружок для 8-9 классов -Элективный курс «Решение задач» для 9 класса Участие в школьной и районной олимпиадах, участие в школьном конкурсе «Ломоносовские университеты», в школьном «Дне науки», организация тематических вечеров II место в районном конкурсе творческих работ по экологии 2008/09-Химический кружок для 8-9 классов -Элективный курс «Решение задач» для 9 класса Участие в школьной и районной олимпиадах, участие в школьном «Дне науки», участие во Всероссийском Фестивале «Портфолио», организация тематических вечеров 4 персональных Диплома Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио 2008/09
Внеурочная деятельность