О проблемах приобщения дошкольников к книге Ермохина О.В., заместитель заведующего МБДОУ ДС 43 «За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать». Ненашев М.
Истоки и причины нечтения рассматривают представители педагогических наук Гриценко Зинаида Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии образования МГПУ, г. Москва. Гриценко Зинаида Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии образования МГПУ, г. Москва. Короткова Надежда Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО. Короткова Надежда Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО. Сомкова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. Сомкова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. Долженко Людмила Васильевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Долженко Людмила Васильевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Костюхина Марина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребёнка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. Костюхина Марина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребёнка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. Аромштам Марина Семёновна, писатель, журналист, педагог, главный редактор интернет-журнала «Папмамбук», г. Москва. Аромштам Марина Семёновна, писатель, журналист, педагог, главный редактор интернет-журнала «Папмамбук», г. Москва.
Крылатые фразы Книга – твой друг, без неё как без рук. Книга – твой друг, без неё как без рук. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. С книгой жить – век не тужить. С книгой жить – век не тужить. Будешь читать – будешь много знать. Будешь читать – будешь много знать. Мудрые мысли о книге, чтении книг «Чтение это один из истоков мышления и умственного развития» В.А. Сухомлинский. «Чтение это один из истоков мышления и умственного развития» В.А. Сухомлинский. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» А.И. Герцен. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» А.И. Герцен. «Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира» Л.Н. Толстой «Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира» Л.Н. Толстой
Художественная литература является универсальным развивающие-образовательным средством, выводящим ребёнка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду (Н.А. Короткова). «В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека» Ф.М. Достоевский
Рассматриваемые проблемы Ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно-исторического опыта и утрата его ценности. Ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно-исторического опыта и утрата его ценности. Проблема готовности дошкольного учреждения, семьи, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, начальные представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой. Проблема готовности дошкольного учреждения, семьи, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, начальные представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены в общеобразовательных программах на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы. Обобщённый вариант задач общеобразовательных программ: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, об их специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке; Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, об их специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке; Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
Результаты исследования, проведённого под руководством О.Н. Сомковой, к.п.н., доцента кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Выбор детьми интересующей их деятельности и соотнесение её с лесенкой-рейтингом: 1. Игры на компьютере. 2. Просмотр телепередач и видеофильмов. 3. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками. 4. Использование игровых приставок типа PlayStation 5. Чтение художественной литературы.
«Интерес – сила влекущая к чтению, центральное звено в развитии читателя» И.И. Тихомирова Выделяют интерес к познанию (старший дошкольный возраст, взрослые); интерес к познанию (старший дошкольный возраст, взрослые); интерес к участию (все возрастные группы). интерес к участию (все возрастные группы).Различают ситуативный интерес (внешний, краткий по длительности, неглубокий по качеству); ситуативный интерес (внешний, краткий по длительности, неглубокий по качеству); личностный интерес (более устойчивый, внутренне мотивирован). личностный интерес (более устойчивый, внутренне мотивирован). Задача педагога – последовательно и корректно переводить ситуативный интерес в личностный.
Определение круга детского чтения Рекомендательный круг детского чтения – совокупность художественных текстов, определённым образом подобранных с учётом их структуры (художественной формы) и содержательно – смысловой наполненности. Короткова Н.А. Проблемой определения круга детского чтения занимались: О.И. Соловьёва, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович, Л.В. Долженко, М.С. Костюхина, М.С. Аромштам, Н.А. Короткова и др.
Модель рекомендательного круга детского чтения по Н.А. Коротковой БОЛЬШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ авторские поэмы и повести в стихах фольклорные стихотворные тексты, авторские стихи фольклорные сказки, авторские рассказы (сказочные и реалистические) авторские повести, циклы рассказов со сквозными персонажами ПОЭЗИЯ ПРОЗА
Подход к тематизации больших литературных произведений по Н.А. Коротковой Комбинированные миры Реалистические миры Перевёрнутый мир Необычный взгляд на обычный мир Волшебное в реальном Вымышленные миры
Исследованием проблемы «чёрных списков» детской художественной литературы занималась Костюхина М.С., к.фил. н., доцент кафедры языкового и литературного образования ребёнка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Вывод исследователей вопроса: «Недоверие к литературной классике и фольклору, а также стремление «регулировать» на свой лад культуру, негативно сказывается на читательской коммуникации родителя и ребёнка» М.С. Костюхина
«Страна с нечитающим населением – это страна отвёрточных технологий, страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешёвой рабочей силы» («К соотечественникам! Обращение Всероссийского конгресса в поддержку Чтения, 2001 г., Москва)
« Современному педагогу необходимо формировать иное мышление, иную систему взглядов на детскую литературу и детское чтение. Привычка использовать детскую литературу как служанку всех методик должна смениться пониманием того, что детская литература прежде всего словесный вид искусства, имеющий свою тематику; проблематику, задачи, функции, художественные средства выражения содержания». З.А. Гриценко
Литература Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие.- М.: изд. ц. «Академия», 1999 г.) Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие.- М.: изд. ц. «Академия», 1999 г.) Флёрина Е.А. Художественное слово для детей дошкольного возраста (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие. - М.: изд. ц. «Академия», 1999 г.) Флёрина Е.А. Художественное слово для детей дошкольного возраста (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие. - М.: изд. ц. «Академия», 1999 г.) Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 г.(чтение художественной литературы, гл.2). Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 г.(чтение художественной литературы, гл.2). Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет.- М.: Просвещение, 2001 г. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет.- М.: Просвещение, 2001 г. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста: //ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста: //ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования: //ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования: //ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Долженко Л.В. Круг детского чтения и начальное литературное образование дошкольников: цели и содержание: //ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Долженко Л.В. Круг детского чтения и начальное литературное образование дошкольников: цели и содержание: //ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Зубарева Н. детская литература – искусство: //ж. Дошкольное воспитание 4/2013 г. Зубарева Н. детская литература – искусство: //ж. Дошкольное воспитание 4/2013 г. Аромштам М.С. Чему нас учит курочка Ряба? // ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Аромштам М.С. Чему нас учит курочка Ряба? // ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Костюхина М.С. Кто составляет «чёрные списки» детской литературы? // ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Костюхина М.С. Кто составляет «чёрные списки» детской литературы? // ж. Детский сад: теория и практика 6/2013 г. Максимова С.И. Воспитание читателя: //ж. Детский сад от А до Я 5/2009 г. Максимова С.И. Воспитание читателя: //ж. Детский сад от А до Я 5/2009 г. Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения: //ж. Дошкольное воспитание 4/2008 и 7/2008 г. Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения: //ж. Дошкольное воспитание 4/2008 и 7/2008 г.