Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 22 «Журавленок» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ
Интеграция – процесс, взаимопроникновение, результат. Это альтернатива предметного обучения. Интегрированное занятие – это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития дошкольника.
Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от г. 65/ Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность в целом.
Каждая образовательная деятельность направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней: Физическая культура – двигательная Социализация – игровая Труд – трудовая Познание – познавательно-исследовательская Коммуникация – коммуникативная Чтение художественной литературы – восприятие Художественное творчество – продуктивная Музыка – музыкально-художественная
С образовательной областью «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения) С образовательной областью «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира) С образовательной областью «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире) С образовательной областью «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях людей, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности) С образовательной областью «Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами) Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы образовательной области «Социализация».
С образовательной областью «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни) С образовательной областью «Коммуникация» (развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми) С образовательной областью «Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы) С образовательной областью «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности) С образовательной областью «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности) С образовательной областью «Музыка» (расширение кругозора в части музыкального искусства) С образовательной областью «Художественное творчество» (расширение кругозора в части изобразительного искусства) С образовательной областью «Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности и безопасности окружающего мира природы) С образовательной областью «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы – формирования целостной картины мира) Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы образовательной области «Познание»
С образовательной областью «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности) С образовательной областью «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности) С образовательной областью «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей в части изобразительного искусства, творчества) С образовательной областью «Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности) С образовательной областью «Музыка» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства) С образовательной областью «Чтение художественной литературы» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства) С образовательной областью «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства) Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы образовательной области «Художественное творчество»
С образовательной областью «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи) С образовательной областью «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений) С образовательной областью «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы образовательной области «Чтение художественной литературы»
Пример циклограммы проведения интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста Тема занятия Совместная деятельность детей и педагогов Музыкальный руководитель Педагог по ИЗОВоспитатель Поможем Федоре Егоровне Танец «Самовар». Игра на нетрадиционных (посуда) музыкальных инструментах в оркестре. Рисование героев произведения К.И.Чуковского, закрашивание посуды кистью и карандашом, нанесение узора нетрадиционными способами рисования. Беседа о правилах поведения за столом, о сервировке стола и столовых приборах. Чтение художественных произведений К.И.Чуковского. Выставка детских книг К.И.Чуковского.
Пример интеграции образовательных областей в занятии средней группы Образовательная область Интеграция образовательных областей Формы работы Познание (целостная картина мира) Коммуникация Чтение художественной литературы Вводная беседа с детьми и героями. Чтение отрывка из художественного произведения «Федорино горе» К.И.Чуковского Коммуникация Социализация Расширение знаний детей о столовых предметах. Игра «Разбери посуду» (классификация посуды) Социализация Игра «Что и чем едят?» Коммуникация Социализация Игра «Накрой стол к обеду» Музыка Танец «Самовар» Художественное творчество Безопасность Труд Лепка посуды «Чайный сервиз». Аппликация «Сервиз для Федоры». Рисование нетрадиционным методом «Укрась чашку»
СТРУКТУРА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ: -четкость, компактность, сжатость учебного материала; - продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии; - взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; - большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии; - систематичность и доступность изложения материала; - необходимость соблюдения временных рамок занятия.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !