ТЕМА 1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.
Advertisements

Характеристика и структура национальной системы образования.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»)
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Государственная система образования. Статья 43 Конституции Российской Федерации 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
К функциям науки не относится: 1) мировоззренческая 2) производственная 3) регулирующая 4) прогностическая.
Право на образование Урок обществознания в 9 классе.
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно- познавательных и.
Презентация на тему: Система образования. ОБРАЗОВАНИЕ Образование одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное,
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Выполнила Ученица 9 Б класса Афанасьева Ирина. Образование Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвящение. Совокупность знаний,
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Образование В России.
Обществознание Раздел: духовная жизнь общества Тема: образование Тазиев Айрат Агзамович - учмтель обществознания МБОУ «Хасаншаихская оош» Арского муниципального.
Тема урока: «Право на образование» Домой: § 47 Уч. Л.Н. Боголюбова Учитель: Плугатаренко О.В.
«Новое в законодательстве». Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации Законодательства РФ в области образования, направленной на: приведение.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Транксрипт:

ТЕМА 1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь

План 1. Образование как ценность, процесс, система и результат. 2. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. 3. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. 4. Гендерные проблемы в образовании.

Возникновение и развитие образования Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно- исторического (производственного, научного и т. п.) опыта от старшего поколения к младшему. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения.

С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно- исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности. Социализация это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства личностью социального опыта

Социокультурные функции образования : Образование Образование способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни. Образование это способ социализации личности и преемственности поколений. Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura – возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). Образование как система совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием. Образование как система совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и к себе. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и к себе. Образование как результат обучения и воспитания достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Образование как результат обучения и воспитания достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием. Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием. Факторами развития системы образования являются: Факторами развития системы образования являются: уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ; политика государства и интересы разных слоев общества;политика государства и интересы разных слоев общества; исторический опыт и национальные особенности в области образования;исторический опыт и национальные особенности в области образования; собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).

Национальная система образования Республики Беларусь включает: дошкольное образование; дошкольное образование; общее среднее образование; общее среднее образование; внешкольные формы образования; внешкольные формы образования; профессионально-техническое образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; среднее специальное образование; высшее образование; высшее образование; подготовку научных и научно- педагогических кадров; подготовку научных и научно- педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самостоятельное образование граждан. самостоятельное образование граждан.

Принципы государственной политики в сфере образования (Закон РБ «Об образовании» от ) приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования.

Учреждения образования Школы различных типов лицеи училища колледжи вузы Учебные заведения Учреждения послевузовского образования Учреждения внешкольного воспитания и обучения Дошкольные учреждения Социально- педагогические учреждения Научно- исследовательские учреждения

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования Образовательные социокультурные тенденции: 1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. 2. Непрерывность образования. 3. Информатизация образования. 4. Интернационализация высшего образования. 5. Превращение образования в сферу услуг.

Отечественные ученые рассматривают непрерывное образование в нескольких аспектах: как концепцию, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека; как образование, получаемое в учреждениях образования всевозможных типов: от дошкольных до учреждений последипломного образования; как образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Самообразование это получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности Функции самообразования экстенсивная; ориентировочная; компенсаторная; саморазвития; методологическая; коммуникативная; развитие творческого потенциала личности; психотерапевтическая; омолаживания.

Гендерные проблемы в образовании Гендер – социально- психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Гендер – социально- психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход к образованию подразумевает анализ следующих сторон и процессов в современном образовании: - феминизация образования (значительное преобладание женщин на низкооплачиваемых уровнях системы – в детских садах и школах) и связанное с этим процессом падение престижности педагогических профессий в обществе; - феминизация образования (значительное преобладание женщин на низкооплачиваемых уровнях системы – в детских садах и школах) и связанное с этим процессом падение престижности педагогических профессий в обществе; - содержание образования (анализ учебных программ, учебников с точки зрения гендерного равенства); - содержание образования (анализ учебных программ, учебников с точки зрения гендерного равенства); - стиль преподавания и взаимодействия с учащимися, обнаруживающий гендерные стереотипы и сексизм - явную или неявную демонстрацию превосходства одного пола над другим. - стиль преподавания и взаимодействия с учащимися, обнаруживающий гендерные стереотипы и сексизм - явную или неявную демонстрацию превосходства одного пола над другим.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!