ТЕМА 1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
План 1. Образование как ценность, процесс, система и результат. 2. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. 3. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. 4. Гендерные проблемы в образовании.
Возникновение и развитие образования Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно- исторического (производственного, научного и т. п.) опыта от старшего поколения к младшему. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения.
С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно- исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности. Социализация это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства личностью социального опыта
Социокультурные функции образования : Образование Образование способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни. Образование это способ социализации личности и преемственности поколений. Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.
Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura – возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). Образование как система совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием. Образование как система совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и к себе. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и к себе. Образование как результат обучения и воспитания достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Образование как результат обучения и воспитания достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием. Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием. Факторами развития системы образования являются: Факторами развития системы образования являются: уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ; политика государства и интересы разных слоев общества;политика государства и интересы разных слоев общества; исторический опыт и национальные особенности в области образования;исторический опыт и национальные особенности в области образования; собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).
Национальная система образования Республики Беларусь включает: дошкольное образование; дошкольное образование; общее среднее образование; общее среднее образование; внешкольные формы образования; внешкольные формы образования; профессионально-техническое образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; среднее специальное образование; высшее образование; высшее образование; подготовку научных и научно- педагогических кадров; подготовку научных и научно- педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самостоятельное образование граждан. самостоятельное образование граждан.
Принципы государственной политики в сфере образования (Закон РБ «Об образовании» от ) приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования.
Учреждения образования Школы различных типов лицеи училища колледжи вузы Учебные заведения Учреждения послевузовского образования Учреждения внешкольного воспитания и обучения Дошкольные учреждения Социально- педагогические учреждения Научно- исследовательские учреждения
Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования Образовательные социокультурные тенденции: 1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. 2. Непрерывность образования. 3. Информатизация образования. 4. Интернационализация высшего образования. 5. Превращение образования в сферу услуг.
Отечественные ученые рассматривают непрерывное образование в нескольких аспектах: как концепцию, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека; как образование, получаемое в учреждениях образования всевозможных типов: от дошкольных до учреждений последипломного образования; как образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Самообразование это получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности Функции самообразования экстенсивная; ориентировочная; компенсаторная; саморазвития; методологическая; коммуникативная; развитие творческого потенциала личности; психотерапевтическая; омолаживания.
Гендерные проблемы в образовании Гендер – социально- психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Гендер – социально- психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход к образованию подразумевает анализ следующих сторон и процессов в современном образовании: - феминизация образования (значительное преобладание женщин на низкооплачиваемых уровнях системы – в детских садах и школах) и связанное с этим процессом падение престижности педагогических профессий в обществе; - феминизация образования (значительное преобладание женщин на низкооплачиваемых уровнях системы – в детских садах и школах) и связанное с этим процессом падение престижности педагогических профессий в обществе; - содержание образования (анализ учебных программ, учебников с точки зрения гендерного равенства); - содержание образования (анализ учебных программ, учебников с точки зрения гендерного равенства); - стиль преподавания и взаимодействия с учащимися, обнаруживающий гендерные стереотипы и сексизм - явную или неявную демонстрацию превосходства одного пола над другим. - стиль преподавания и взаимодействия с учащимися, обнаруживающий гендерные стереотипы и сексизм - явную или неявную демонстрацию превосходства одного пола над другим.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!