Коллективные способы обучения (КСО) как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках химии Подготовила Шушминцева Е.А., учитель химии МАОУ Барыбинской СОШ
"Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев". А.Г.Ривин
Приёмы КСО использовали и развивали Я.А.Каменский, отец Жирар, И.Г.Песталоцци. На эти приемы опиралась учёба у брахманов в древней Индии, Белл-Ланкастерская система в Европе и обеих Америках.
Коллективные способы обучения в нашей стране появились в 1918 году. Педагог Александр Григорьевич Ривин ( ) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет.
Основные методы работы: три четверти времени, объяснял А.Г. Ривин, проводились диалогические сочетания (орг диалог), остальное время - самостоятельная работа и частые выступления учеников с комментариями учителя. Постоянное обсуждение, споры исключали зубрёжку, натаскивание, механическое запоминание изучаемого материала.
В январе 1941 года с 64-летним Ривиным и его методом знакомится Виталий Кузьмич Дьяченко. Обобщая опыт использования механизма диалогового общения в учебном процессе, Виталий Кузьмич Дьяченко создал теорию Коллективного Способа Обучения (КСО). По сути, он предложил альтернативную общую теорию дидактики, которую постарался выстроить логически последовательно.
Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
Можно выделить 4 вида общения: 1. Опосредованное, когда нет обратной связи. Например, чтение научных статей, печатного текста, просмотр телевизионных программ, прослушивание радиопередач. Непосредственное, когда есть обратная связь. Непосредственное общение можно подразделить на три вида: 2. Парное (один говорит и один слушает), т. е. общение в паре постоянного состава. 3. Групповое (один говорит и несколько человек слушают; несколько: это может быть два, три и т. д., множество людей). 4. Коллективное (каждый с каждым общается по очереди, в паре). Для обозначения такого общения используется термин «общение в парах сменного состава». У А. Г. Ривина этот вид общения называется «сочетательный диалог», а в литературе «динамические пары», «диалогические сочетания».
Коллективные формы обучения нашли широкое применение при изучении химии в школе. К ним можно отнести следующие: 1) методика взаимообмена заданиями, 2) методика А. Г. Ривина, 3) методика взаимопередачи тем.
Сущность методики взаимообмена заданиями заключается в следующем: передача информации от одного ученика (носителя данной информации) другому ученику (не обладающему данной информацией) при работе в парах сменного состава проговаривание данной информации и запись ее в тетрадь партнера.
Особенности методики взаимообмена заданиями Во-первых, надо помнить, что не каждую тему можно изучать, используя данную методику. Во-вторых, эта методика требует большого напряжения сил, огромной самоотдачи, учащиеся быстро устают, и поэтому надо регулировать данный процесс, Должно быть четкое планирование учебного материала. Работая в паре, ученики должны научиться говорить, слушать, задавать вопросы, четко писать в тетради партнера, аргументированно спорить, пользоваться учебной и справочной литературой. Поэтому на первых этапах применения данной методики надо давать алгоритмы работы (инструкции), или памятки, для объясняющего и для записывающего.
Вот пример использования применения работы в ПСС при изучении темы «Классификация сложных неорганических веществ» в 8 классе.
Каждый обучающийся получает карточку с двумя заданиями. Карточка 1 1. Назовите вещества: Na 2 O, N 2 O 5, NaOH, HNO 3 2. Составьте формулы следующих веществ: карбоната кальция; сульфата алюминия; гидроксида меди(I); оксида углерода(IV) В первом задании ученику предлагается дать названия веществам, учитывая их принадлежность к классам неорганических веществ, второе задание носит обратный характер – по названию составить формулы неорганических веществ.
Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями в ПСС 1. Прочитай внимательно все задания карточки. 2. Выполни задание 1, а затем задание Найди партнера для работы в паре. 4. Объясни ему задание 1 своей карточки (партнер слушает, задает вопросы и проверяет тебя). 5. Впиши свое решение задания 1 своей карточки в его тетрадь. 6. Пусть партнер сделает то же самое, т.е. объясняет тебе задание 1 своей карточки и впишет решение в твою тетрадь. 7. Поменяйтесь карточками и решите задание 2 карточки партнера в своей тетради. 8. Сверь свое решение задания 2 с решением партнера. 9. Если решения различны, то найди ошибки и исправь их. 10. Теперь найди другого партнера. 11. Сейчас у тебя на руках карточка твоего первого партнера. 12. Работай с другим партнером, как и раньше (см. п.п.4-9).
Взаимообмен заданиями можно вначале проводить внутри малой группы по 6-8 человек, с этой целью можно использовать схему расстановки парт в классе.
Экран работы по карточкам п/п Фамилия Имя Карточки
Сущность методики Ривина заключается в том, что изучать тему одному ученику помогает весь класс. Это так называемое поабзацное изучение текста. Цели: - У учащихся формируются умения извлекать из абзаца основную мысль и озаглавливать абзац. - Данная технология формирует у учащихся хорошее запоминание стержневых (основных) мыслей текста. У учащихся формируются умения передавать содержание абзацев своими словами.
Инструкция ученику (вариант 1) Поабзацное изучение текста в парах сменного состава 1. Выберите тему для изучения. 2. Найдите первого партнера для работы в паре. 3. Выделите первый абзац небольшую (4-12 строчек), по смыслу вполне законченную часть текста. 4. Прочитайте абзац партнеру вслух. 5. Партнер задает вам вопросы для того, чтобы вы, отвечая на них, уточнили значение терминов, словосочетаний, уяснили смысл абзаца. 6. Обсудите, как абзац озаглавить. Заглавие должно выражать смысл абзаца. 7. Попросите партнера записать в вашу тетрадь заглавие первого абзаца. 8. Приступайте к работе над темой партнера в той же последовательности. 9. После окончания работы с абзацем партнера найдите второго партнера. 10. Второму партнеру воспроизведите содержание первого абзаца по плану в тетради. 11. Над вторым абзацем работайте так же, как над первым, и т. д. 12. После окончания работы над темой необходимо подготовиться по плану к выступлению на малой группе. 13. После выступления на малой группе работа закончена.
Инструкция ученику (вариант 2) Работа над абзацем при изучении темы 1. Написать дату, название темы и раздела, указать источник. 2. Прочесть абзац. 3. Понять содержание, ответить на вопросы: Какие новые слова встретились в абзаце и что они означают? О чем абзац? О каких явлениях, событиях повествует? Какова главная мысль абзаца? Чем аргументируется, откуда выводится, какие следствия имеет? Как связана с главной мыслью предыдущего абзаца? О чем предположительно пойдет речь в следующем абзаце? 4. Дать название абзацу и записать в тетрадь (запись делает напарник). 5. Указать фамилию напарника. 6. Пересказать абзац (в следующей паре).
Методика взаимопередачи тем («ВТ»). Суть работы заключается в том, что сначала ученики самостоятельно изучают тему по плану, отвечают на уточняющие или контролирующие вопросы в своей тетради, решают расчетные задачи или делают эксперимент.
Передача в паре осуществляется следующим образом. Передающий рассказывает содержание первого пункта плана, разъясняет трудные моменты, проверяет правильность понимания вопроса и предлагает напарнику те задания, которые следуют после первого пункта плана. Далее передает содержание второго пункта плана, проверяет правильность усвоения по тем вопросам, которые стоят после второго пункта. После этого партнеры меняются ролями. Когда передано содержание теоретических вопросов и решены задачи, партнеры начинают самостоятельно решать более трудные задачи или готовятся к докладу по данной теме.
Совершенствуются навыки логического мышления и понимания Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти Повышается ответственность и за свои успехи, и за успехи коллективного труда Мобилизуются предшествующий опыт и знания Обеспечивается более прочное усвоение в процессе неоднократного повторения с несколькими сменными партнерами Формируется позитивный микроклимат в детском коллективе Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей Основные преимущества технологии КСО
Спасибо за внимание!