Регулятивные УУД на уроках химии
умение организовывать деятельность Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая саморегуляция Коррекция Оценка
Целеполагание-постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно с помощью различных методов (проблемные вопросы, ситуации, стихотворении, загадки и т.д.)
Планирование-составление плана и последовательности действий Учащиеся сами называют тему урока; с помощью наводящих вопросов выстраивается план урока
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Задания типа: «Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по таблице…», «Проверь вывод по…»
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Типовые задания: «Помоги исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий …»
Оценка - направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.
Это такие типовые задачи, как « Выполнили задание. Оцени работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания?..», «По каким критериям оценивали свою работу?»
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике.
Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность: - Выбирать средства для организации своего поведения; - Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; - Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; - Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; - Начинать и заканчивать действие в нужный момент; -Тормозить ненужные реакции.
Результат формирования регулятивных УУД: ученики ставят перед собой цель и выдвигают задачи, формируют гипотезу и предлагают собственный план исследования, работают в группах, выполняют различные роли. Такой вид деятельности способствует формированию таких компетентностей, как самообучение, самоорганизация, самоопределение, работа в команде.
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Коррозия металлов».
Мотив 9 класс Тема: «Коррозия металлов и ее предупреждение». Создание и анализ проблемной ситуации Учитель предлагает учащимся, опираясь на личный опыт,определить,к какой проблеме имеют отношения ключевые слова, и составить небольшой рассказ. Ключевые слова: природная вода, оксид углерода,кислород,ржавчина, потери, железные изделия, металл, сплавы, лаки, краски и т.д. Учитель не комментирует ответы, не оценивает. Ученики сами проговаривают проблему, подходя к теме. Коррозия металлов пагубно сказывается на изделиях из металлов и сплавов. Проблема: Как защитить металлы от коррозионного воздействия окружающей среды? Прогнозирование Ученик прогнозирует, что можно сделать, чтобы найти ответ на проблему. Возможно дело в природной воде, в кислороде, оксиде углерода. Выдвигают гипотезы. Учитель все гипотезы записывает на доске, чтобы потом к ним вернуться. Гипотеза: Действительно ли, коррозию металлов обуславливают агрессивные среды, которые можно замедлить. Целеполагание Ученики проговаривают цель урока и обсуждают её вместе. Изучить виды коррозии и основные способы защиты от коррозии. Цель : познакомить учащихся с типами коррозии, с механизмом их действия, со способами защиты металлов от коррозии; объяснить процессы окисления – восстановления, протекающие на поверхности металла в процессе коррозии.
Планирование. Принятие решения. У учителя на доске план урока, который после обсуждения принимается. 1)Практическая работа 2) Работа с учебным текстом 3)Работа со схемами 4)Видеофрагмент 5)Работа с текстом 6)выводы Чтобы выяснить явление коррозии, необходимо провести эксперимент, целью которого является получение новых знаний, доказательство гипотезы.
Действия, коррекция 1)Учащиеся выполняют практическую работу. Для выполнения которой заранее были поставлены опыты: - железный гвоздь в контакте с цинком; - железный гвоздь в контакте с медью; - железный гвоздь, покрытый лаком. 2) Работа по тексту с применением пометок: - так я и думал+, - ошибался -, - интересно !, - непонятно?. 3) Оформляют основные понятия текста в тетради ( конспект, схема, таблица). 4) Учитель показывает схемы: - электрохимической коррозии железа без контакта с другими металлами; - электрохимической коррозии при контакте железа и олова; - электрокоррозии под действием блуждающих токов. 5) Просмотр видеоролика о способах защиты от коррозии (исходя из гипотезы) 6) Учебный текст с использованием технологии пометок. 7) Выполнение заданий. Учащиеся выполняют эксперимент,целью которого является проверка надежности гипотезы о том,что обуславливает коррозию и как ее можно замедлить. Делают выводы. Отвечают на вопрос: Достигли цели? Сл. этап: получение новой информации из учебника и оформление любым удобным способом. Сличение способа действия с эталоном. Проанализировав поставленную цель в начале урока, приходим к выводу, что мы пока не умеем остановить механизм разрушения металлов от агрессивных сред, а можем только замедлить.
Контроль, оценка Проводится самооценка своих результатов, возвращаемся к своей проблеме, цели и гипотезе. Учитель предлагает обобщить результаты – поставить себе оценку за урок, подводят итог планированию, правильно ли выбрали план действий, какие действия стали продуктивнее всех для поиска решений.
Литература: content/uploads/kennistools-groot.jpg gif jpg Н.Е.Кузнецова, Н.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин.« Учебно- методический комплект по химии» О.Р. Сердюк..