Тема 8. Первоистоки русской музыки. Русская народная музыка.
О музыке Древней Руси рассказывают памятники литературы и искусства – летописи, фрески, иконы. О музыке Древней Руси рассказывают памятники литературы и искусства – летописи, фрески, иконы.
Музыка была обязательной частью обрядовых праздников – масленицы, Ивана Купалы. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников – масленицы, Ивана Купалы.
Выступления скоморохов – странствующих актеров и музыкантов, играющих на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках. Выступления скоморохов – странствующих актеров и музыкантов, играющих на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.
Русская певческая школа.XVII в.
Появление церковной музыки, после обращения Руси в христианство (988 г.). Появление церковной музыки, после обращения Руси в христианство (988 г.).
Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру.
Человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. Человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом.
Произведения церковного певческого искусства (тропари, каноны) оставались, как правило, анонимными. Произведения церковного певческого искусства (тропари, каноны) оставались, как правило, анонимными.
Церковные песнопения записывались с помощью нотного письма, в котором звуки передавались знаками-символами – знаменами (крюками). Церковные песнопения записывались с помощью нотного письма, в котором звуки передавались знаками-символами – знаменами (крюками).
Основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева. Основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева.
Знаменные песнопения были одноголосными. Наряду со знаменными существовали кондакарные песнопения. Кондак – разновидность хвалебной музыки. Знаменные песнопения были одноголосными. Наряду со знаменными существовали кондакарные песнопения. Кондак – разновидность хвалебной музыки.
Кондак – разновидность хвалебной музыки. Кондак – разновидность хвалебной музыки.
Зарождение и развитие многоголосия подголосочно-полифонического склада в народной протяжной песне и церковной музыке. Зарождение и развитие многоголосия подголосочно-полифонического склада в народной протяжной песне и церковной музыке.
Формирование нового типа музыкального мышления.
Возникновение первой русской музыкальной профессиональной школы (В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин, М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский). Возникновение первой русской музыкальной профессиональной школы (В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин, М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский).
Евстигней Ипатович Фомин ( ) – автор опер «Ямщики на подставе» и «Орфей». Евстигней Ипатович Фомин ( ) – автор опер «Ямщики на подставе» и «Орфей».
Дмитрий Степанович Бортнянский ( ) – мастер хорового концерта. Дмитрий Степанович Бортнянский ( ) – мастер хорового концерта.
Народная музыкальная культура. Песенная культура древних славян. Народная музыкальная культура. Песенная культура древних славян. * песни календарно-обрядовые, семейно-бытовые; * песни календарно-обрядовые, семейно-бытовые; * былина – синтетический литературно-музыкальный жанр. * былина – синтетический литературно-музыкальный жанр.