При тренировки дыхательной функции решаются определённые задачи: нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхо- лёгочного аппарата.
Типы дыхания: грудное, грудное, брюшное. брюшное. Дети являются обладателями смешанного типа дыхания.
Факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей: экологические проблемы, экологические проблемы, малоподвижный образ жизни, малоподвижный образ жизни, некачественное питание, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт в семье. эмоциональный дискомфорт в семье.
Цикл речевого и певческого дыхания развивается параллельно и состоит их трёх основных моментов: Затаивание, или задержка дыхания перед началом. Выдох более продолжительный, экономный, постепенный. Вдох короткий, но спокойный.
Требования к подбору музыкальному произведению: 1. музыка должна быть весёлой, энергичной, несущей заряд бодрости и оптимизма; 2. музыкальное произведение должно быть доступным восприятию ребёнка; 3. должно быть простым, размером 2/4 или 4/4. 4. ритм и темп музыкального произведения должны соответствовать требованиям к построению серий дыхательных упражнений.
Примерный перечень музыкальных произведений (размер двух и четырехдольный, темп умеренный) 1. Русская народная песня «Ах, утушка луговая», обр. Т. Ломовой. 2. Русская народная песня «В сыром бору тропинка», обр. С. Бодренкова. 3. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского- Корсакова. 4. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся», обр. П. Чайковского. 5. Русская народная песня «Как на тоненький ледок», обр. М. Иорданского. 6. Русская народная песня «Как у наших ворот», обр. А. Луговской. 7. Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я», обр. Е. Тиличевой. 8. Русская народная песня «Ходила младшенькая по борочку», обр. Н. Римского-Корсакова. 9. Русская народная песня «Ходит Ваня», обр. М. Раухвергера. 10. Русская народная песня «Я на горку шла», обр. С. Разоренова. 11.М. Филиппенко «По малину в сад пойдем». 12.Ю. Чичков «Физкульт-ура!». 13.С. Джоплин рэгтайм «Соревнуемся».
Последовательность разделов игр и упражнений для развития речевого и певческого дыхания: 1) Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи. 2) Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков. 3) Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Пример 1 - «Свеча» (упражнение на развитие речевого дыхания без участия речи)
Пример 2 - «Снежинки» (упражнение на развитие речевого дыхания без участия речи) Как подул Дед Мороз – в воздухе морозном Полетели. Закружились ледяные звёзды. Кружатся снежинки в воздухе морозном. Падают на землю кружевные звёзды. Вот она упала на мою ладошку. Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н.Нищева) (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение)
Пример 3 «Ветер в лесу» Пример 3 «Ветер в лесу» (упражнение на развитие речевого дыхания без участия речи)
Пример 4: «Мишки». (упражнение на развитие речевого дыхания без участия речи) Дети ложатся на пол, выполняют действия по тексту. Вот весна уж на пороге, Мишки спят в своей берлоге. Лапки сжали, повернулись, После – сладко потянулись. И совсем проснулись. ( садятся по – турецки) Подышали – вдох, другой. Пахнет всё вокруг весной. Справа – талым снегом, ( вдох с поворотом головы вправо) Слева – свежим снегом. ( вдох с поворотом влево) Молодой листвой – вверху, ( вдох с поднятием головы ) Сочной травушкой – внизу. ( вдох с опусканием головы ) Вытянули лапки, сделали зарядку. ( упражнение «ножницы») Дружно сели, дружно встали, Всем руками помахали.
Пример 5: Фонопедическое упражнение «Ветер» ( Дыхательно-голосовое упражнение на материале гласных звуков) «Ветер воет «У-У-У» Скучно ветру одному «У-У-У» Веселее ветер вей «У-У-У» И найди себе друзей!» (М. Дружинина). (М. Дружинина).
Пример 6: «Поезд» ( Дыхательно-голосовое упражнение на материале слогов) Поезд подает сигнал – дети тянут ту-у-у-у Он стоять уже устал. дети произносят чух-чух с Набирает поезд ход, ускорением (замедлением) темпа Свою песенку поет. произносят на выдохе пш-ш-ш.
Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Работа над развитием дыхания проводится в различных видах музыкальной деятельности: пении музыкально-ритмических движениях слушании детском музицировании хороводах
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне С; температура воздуха должна быть на уровне С; одежда не должна стеснять движений одежда не должна стеснять движений не заниматься сразу после приема пищи (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды); не заниматься сразу после приема пищи (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды); не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Работа по формированию физиологического и речевого дыхания, проводится в тесной взаимосвязи следующих специалистов: Логопеда Воспитателя Музыкального руководителя Инструктора по физической культуре Психолога Медицинского работника
Спасибо за внимание!