РОКОКО
Рококо ( фр. rococo, от фр. rocaille дробленый камень, декоративная раковина, ракушка ) стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века, как развитие стиля барокко.
Термин « рококо » возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. А. Ринальди. Интерьеры Гатчинского замка
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ рокайль завиток картель термин, применявшийся для наименования картушей.
Карту́ш ( от итал. cartoccio свёрток ) - мотив в виде полу развернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями, рулона бумаги, ленты, свитка, лепное или графическое украшение в виде щита, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Карту́ш ( от итал. cartoccio свёрток ) - мотив в виде полу развернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями, рулона бумаги, ленты, свитка, лепное или графическое украшение в виде щита, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.
Идейная основа стиля вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые « триумфы » и « туалеты ».
РОКОКО В ЖИВОПИСИ воссоздал мир тончайших душевных состояний картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками Жан Антуан Ватто
изображает мир покоя, идиллии, грез « Отплытие на остров Цитеру » (1721) « Праздник любви »
Ведута ( итал. veduta, « вид ») - жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. КАНАЛЕТТО Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем КАНАЛЕТТО Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем
произведения ПОРТРЕТ, ПЕЙЗАЖИ ФРЕСКИ, РОСПИСИ ПОТОЛКОВ, СТЕН ФРЕСКИ, РОСПИСИ ПОТОЛКОВ, СТЕН БЫТОВЫЕ СЦЕНЫ художники ФРАНСУА БУШЕ ДЖОВАННИ БАТТИСТА РОКОКО В ЖИВОПИСИ ПЬЕТРО ЛОНГИ
ФРАНСУА БУШЕ Портрет мадам Бержере ФРАНСУА БУШЕ Портрет мадам Бержере ПЬЕТРО ЛОНГИ Дама за туалетом ПЬЕТРО ЛОНГИ Дама за туалетом
РОКОКО В АРХИТЕКТУРЕ прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или замаскировываются фигурной отделкой церковь Франциска Ассизского в Оуру - Прету церковь Франциска Ассизского в Оуру - Прету Амалиенбург
Крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи Сан - Суси. Потсдам (1747) Сан - Суси. Потсдам (1747)
На смену усадебному замку 17 века пришел городской дом, отель - утопавший в зелени садов небольшой особняк Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократии А. Ринальди. Китайский дворец гг. Оранниенбаум
В обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин и т. п.
РОКОКО В ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ В моде фарфор, серебро Рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе искусство сервировки стола.
Одна из самых ярких черт изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели : консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. « Бержер » « Маркиза »
РОКОКО В МУЗЫКЕ КЛАВЕСИН Обилие мелких звуковых украшений и завитков, преобладание маленьких и камерных форм Отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов господство игривых, кокетливых и галантных образов
Франсуа́ Купере́н Жан-Фили́пп Рамо́ Жан-Фили́пп Рамо́
РОКОКО В МОДЕ Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению « естественных » линий человеческого тела.
Идеал мужчины утончённый придворный, франт Идеал женщины хрупкая стройная жеманница.
В моде осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки панье, создающие эффект « перевёрнутой рюмочки ».
Причёски стиля рококо
Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в х годах в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала « расти », чтобы в е годы превратиться в знаменитые « фрегаты » и « сады », которые так любила Мария - Антуанетта
После того, как Людовик XIV главный законодатель европейских мод положительно оценил маленькую, скромную причёску герцогини Шрусбери, в моду вошла простая, слегка припудренная куафюра ( причёска ), украшенная букетиками или кружевной наколкой. Эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденцией рококо.
маркиза де Помпадур, Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причёсаны скромно и элегантно, будь то роскошная маркиза де Помпадур, добродетельная Мария - Терезия или юная Фике из Цербста. Названия этих причёсок также сохранились « бабочка », « сентиментальная », « тайна », « неженка ».
Однако с середины 70- х годов прослеживается иная тенденция : причёска снова принялась « расти » вверх. И опять куафюра начала превращаться в сложное сооружение. В ход шли не только собственные волосы, но и накладные. А также ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды.
Прически становятся особенно сложными. На изготовление модной прически « куафюры »- уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней.
Прически делали следующим образом. Волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы, далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева
Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.
Если время правления Людовика XIV, в основном, может быть охарактеризовано, как « эпоха париков », то в XVIII столетии вновь возвращается мода на причёски из собственных волос, хотя и парики остаются, по - прежнему, популярны. Молодые люди предпочитают не отягощать себя тяжёлыми и довольно тёплыми париками.
Как для париков, так и для волос существовала пудра. Пудра была различных цветов и оттенков от белой до нежно - розовой и бледно - голубой. В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска « а - ля Катогэн »: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата.
Эпоха рококо принесла моду на бледные, маловыразительные ( по сравнению с эпохой барокко ) цвета : нежно - голубой, бледно - жёлтый, розовый, серо - голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми ( им как будто всем за тридцать ), то рококо это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски.