Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Составитель: Щупачко Н.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 23» г. Петрозаводск
Ф.М. Достоевский «…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный… я как-то всё боялся его».
«Люблю тебя, Петра творенье!» М.В. Ломоносов Г.Р. Державин Ин. Анненский А.С. Пушкин А.А. Ахматова А. Блок Б. Пастернак В. Брюсов О. Бергольц
Петербург XVIII-XXI вв.
Историческая справка Город, основанный Петром Великим в 1703 году, был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. На левом берегу Невы 5 ноября 1704 года Петр I заложил Адмиралтейскую судостроительную верфь. По чертежам Петра строилась не только верфь, но и "Адмиралтейский дом", которому была придана форма "покоя", то есть широкой буквы "П", раскрытой в сторону Невы.
Петропавловская крепость Адмиралтейство Уже в первые годы сложился композиционный центр Петербурга - Петропавловская крепость и Адмиралтейство
Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности.
Дворцовая площадь- Дворцовая площадь- исторический центр Санкт-Петербурга, откуда берет свое начало главная улица города- Невский проспект. В центре находится Александринский столб, построенный архитектором Фальконе.
Дворцовый мост Дворцовый мост соединяет Дворцовую площадь с Васильевским островом, выводя нас на знаменитую стрелку Васильевского острова, которая раньше была пристанью.
«Спас на крови» Собор возвели на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Это дало храму название – «Спас на крови»
Екатерининский дворец Екатерининский дворец также ярко свидетельствует о расцвете барокко в архитектуре Петербурга XVIII века.
Петербург Достоевского
Важное место в романе занимает описание Сенной площади
Столярный переулок, где жил сам писатель, в двух шагах от Сенной площади
Кокушкин мост через Екатерининский канал
Тучков мост
Улица Гороховая невероятно «литературна». В русской классике. Дом 41 известен как «Дом Рогожина», где жил герой романа Ф.М. Достоевского. Илья Ильич Обломов из романа И.А. Гончарова, Вера Павловна из романа Н.Г. Чернышевского, героиня рассказа А.И. Куприна, - все они жили на улице Гороховой.
Пейзаж в романе
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня… и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные… довершили отвратительный и грустный колорит картины». (ч. 1, гл. 1) «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он (Раскольников) этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице». (ч. 2, гл. 6)
«Он (Раскольников) бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса... везде люди так и кишат… Выходя с В-ого проспекта на площадь, он вдруг увидел налево вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами». (ч. 2, гл.2) «Он (Раскольников) подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст… Налево… виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье». (ч. 5, гл. 5)
Интерьер в романе
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными… обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко..» (ч. 1, гл. 3) - комната Раскольникова. «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней…. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать… Комната была проходная..» (ч. 1, гл. 2)- комната Мармеладовых. «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось…» (ч. 4 гл. 4).
«Небольшая комната… с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была… освещена заходящим солнцем…. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева.. состояла из круглого стола овальной формы… стульев по стенам да двух двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках….» (ч. 1, гл. 1)- комната старухи-процентщицы. «Стояли крошечные огурцы, черные сухари, резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». (ч. 1, гл. 2)- кабак.