1 Домашнее задание Повторить фактический материал модуля 1
:392 Тема модуля (раздела) 2. Тема урока Всеобщая история 6 класс Урок 17
3 Цели урока по линиям развития личности Линии 1-2. Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях На основе фактов средневековой истории сформировать представление о причинах роста городов с 11 века и возникновении товарно – денежных отношений. Учить использовать понятия: натуральное хозяйство, город, банк, ярмарки, ремесленные цехи, купеческие гильдии. Линия 3. Линия 3. Историческое мышление. Проследить процесс превращения зависимых от феодалов городов в вольные. Выделить взаимосвязь между успехами в развитии хозяйства и бурным ростом городов. Линия 4-5. Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение. Создать условия для осознания роли борьбы горожан за свои права в средневековом городе :39
4 Обязательный минимум 1. Средневековый город :39
5 Введение в тему Работа с стр.145 Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
6 Тема: Города Европы :39
7 Проверка домашнего задания -Стр. 142 Чему, с точки зрения авторов учебника, мы должны научиться в этом разделе? :39 Содержание учебника, стр.3 С какими темами нам предстоит познакомиться? Что произойдёт с известными нам цивилизациями? Сравните с названием раздела.
8 Проверка домашнего задания -Стр. 142 Проверьте, готовы ли вы овладевать умениями по новому разделу. (Дай письменный ответ используя форму данную в учебнике) Коллективно обсудите выполненное задание :39
9 -Вспомните, что случилось с западноевропейскими (римскими) городами после Великого переселения народов? -Большая часть городов была разрушена. Многие так и не смогли восстановиться до нужных размеров. Актуализация знаний :39
10 Создание проблемной ситуации Стр. 153 первый документ Прошло пять веков. Что говорят документы о средневековых городах? -Судя по первому источнику, жизнь средневековых городов не была привлекательной: пожары и эпидемии уносили сотни жизней Стр. 153 второй документ Познакомьтесь с таблицей справочных сведений. Как меняется число городов в Западной Европе? Меняется ли число жителей в средневековых городах? -От нескольких десятков их число выросло до нескольких тысяч. Средневековые города становятся более населёнными. Какое противоречие между первым и вторым документом? -Несмотря на опасности городской жизни, средневековые города продолжают расти Какую проблему урока мы будем решать?
11 Тема: Города Европы :39 Проблема. Почему люди стремились жить в городе?
12 Поиск решения -Сегодня мы исследуем жизнь средневековых городов. Работа группами (Памятка)(Памятка) :39
13 Поиск решения 1 группа. «Возрождение городов» Стр Объясните какие изменения в хозяйстве Европы происходят к 10 веку; за счёт чего увеличивается урожайность в позднее средневековье? Определите, как изменения в хозяйстве связаны с ростом городов; где и почему они возникали? :39 2 группа. «Возврат к золоту» Стр Приведите как можно больше объяснений названию пункта. 3 группа. «Городской воздух делает человека свободным» Стр Приведите как можно больше объяснений средневековой поговорке «Городской воздух делает человека свободным». Определите способы, при помощи которых города боролись с феодалами.
Поиск решения 1 группа. «Возрождение городов» Стр Объясните какие изменения в хозяйстве Европы происходят к 10 веку; за счёт чего увеличивается урожайность в позднее средневековье? Определите, как изменения в хозяйстве связаны с ростом городов; где и почему они возникали? К 10 веку в Европе: Прекратились набеги варваров Выросла численность населения Расчищаются новые участки земли Появляются новые способы ведения хозяйства (плуг с отвалом, трёхполье) Часть крестьян превращается в ремесленников, переселяются в города. У крестьян появляются излишки продуктов питания, которые они везут в город для обмена на ремесленную продукцию. Таким образом, успехи в развитии хозяйства способствовали росту городов. Города возникали на перекрёстках дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей.
15 Поиск решения :39 2 группа. «Возврат к золоту» Стр Приведите как можно больше объяснений названию пункта. Средневековые города становятся центрами ремесла и торговли. Сюда крестьяне везут излишки продуктов питания, чтобы выменять их. Появляются новые золотые монеты. У ростовщиков можно взять ссуду на покупку товаров. Постепенно появляются банки. Основой жизни города и развития хозяйства в Европе становятся деньги.
16 Поиск решения :39 3 группа. «Городской воздух делает человека свободным» Стр Приведите как можно больше объяснений средневековой поговорке «Городской воздух делает человека свободным». Определите способы, при помощи которых города боролись с феодалами. В жизни средневековых городов происходят значительные изменения: Для помощи друг другу ремесленники объединяются в цехи, а купцы – в гильдии. Города борются с феодалами за право распоряжаться своей собственностью. Создаётся магистрат, выбирается мэр. В борьбе с феодалами города опираются на власть короля. Крестьяне бегут в города (правило «Год и один день). Возврат к римским законам Средневековые европейские города становятся вольными
17 Поиск решения :39 Стр. 74 Какое дополнение мы можем внести в таблицу? В разделе «Хозяйство» – появление денег, ярмарок, банков. В разделе «Власть» – вольные города, возврат римских законов.
18 Тема: Города Европы :39 Проблема. Почему люди стремились жить в городе? Как мы можем ответить на проблемный вопрос? (Ответь письменно) В эпоху Средневековья люди стремились жить в городе потому, что, города становятся центрами ремесла и торговли, происходит развитие товарно-денежных отношений. Многие города получают самоуправление и становятся вольными. Жители таких городов могли стать лично свободными.