Стандарты второго поколения
Учебная деятельность – процесс самоизменения человека по приобретению им новых знаний, умений и навыков. Учебное действие – процесс, направленный на достижение учебной цели. Универсальное учебное действие – учебное действие, имеющее надпредметный характер
Познавательные и учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Самоопределение Личностное, профессиональное, жизненное Смыслообразование Установление связи между целью учения и её мотивом; Должен уметь отвечать на вопрос какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Нравственно-этическое оценивание Оценивание содержания, обеспечивающее моральный выбор
Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка саморегуляция
Общеучебные Логические Постановка и решение проблем
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта)
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; структурирование знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
Коммуникативные- обеспечивают социальную компетентность; Познавательные – общеучебные, логические связаны с решением проблем; Личностные – определяют мотивационную ориентацию; Регулятивные –обеспечивают организацию собственной деятельности.
Методика «Кто я?», 3-4 классы. Методика «Беседа о школе», 1-3 классы (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). «Рефлексивная самооценка учебной деятельности», 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха - неуспеха», 1-4 классы «Незавершенная сказка», 1-3 классы. «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», 1-4 классы. «Опросник мотивации», 1-3 классы Задания на оценку усвоение нормы взаимопомощи, 1-2 классы. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже), 1 класс. Задание на уровень моральной децентрации (Ж. Пиаже), 1-3 классы. Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 1-4 классы. Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А Карабановой), 1-4 классы
«Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития регулятивных действий), 1 класс. «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля), 2-3 классы
На крайнем юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили (что?), а теперь разводят. Бежал Ваня по полю да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней ёлке висело много игрушек. Грачи искали для птенцов на поляне червей. Охотник возвращался вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. На школьной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стрекочет кузнечик. Весной цвела в саду яблоня.
«Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова), 1 класс. Методика «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка), 1 класс. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной), 1-3 классы Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А. Шеминьска), 1 класс Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой), 1-4 классы
Методика «Нахождение схем к задачам»(по А.Н.Рябинкиной) Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия Возраст: 7 – 9 лет
1. Простые инвертированные задачи типа a – х = a или x – a = b, существенно отличающиеся от задач первой группы своей психологической структурой: 1. У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал? 2. На дереве сидели птички. 3 птички улетели; осталось 5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?
1. Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа a + (a + b) = x или a + (a – b) =x: 1. У Маши 5 яблок, a y Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих? 2. У Пети 3 яблока, a y Васи в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?
1. Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a + (a + b) + [(a + b) - c] = x или x = a b; y = x / n ; z = x – y: 1. Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меныие отца. Сколько всего грибов собрала вся семья? 2. У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 тонны зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?
1. Сложные задачи с инвертированным ходом действий, одна из основных частей которых остается неизвестной и должна быть получена путем специальной серии операций и которые включают в свой состав звено с инвертированным ходом действий, типа a + b = x; x – m = y; y – b = z: 1. Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
1. Усложненные типовые задачи типа [(x – a) + (x – b) + m = x]; [nx + ky = b; x – y = c]: 1. Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для ее покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им все равно не хватило 3 рублей. Сколько стоит книга? 2. По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап?
«Левая и правая сторона» ( Ж. Пиаже) 1 класс; Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман и др.), 2-4 классы. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман), 1 класс Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант), 2-4 классы
Уровни : низкий -1, средний -2, высокий- 3.
Учитель знает: важность формирования универсальных учебных действий школьников; сущность и виды универсальных умений, - педагогические приемы и способы их формирования. Учитель умеет: - отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД - использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД - привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД
Педагогическому коллективу в образовательной деятельности ориентироваться на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование у обучающихся умения учиться. Иметь четкое представление о планируемых результатах обучения на каждой ступени для реализации преемственности. Вести целенаправленную деятельность по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, обще познавательные, логические и др.). Классным руководителям для отслеживания успешности формирования УУД вести листы наблюдений.