§ 4 Языки программирования Глава 1. Введение в программирование
Программа – алгоритм, записанный на языке программирования Программирование – процесс создания программы
Главным исполнителем в компьютере является процессор Процессор может исполнять только программы, написанные на языке двоичных кодов (языке машинных кодов). Программы, написанные на других языках программирования, необходимо перевести на язык машинных кодов при помощи специальных программ – трансляторов
Транслятор – программа, которая преобразует программу, написанную на одном (входном) языке, в программу, представленную на другом (выходном) языке Виды трансляторов: – компиляторы Транслятор, который преобразует программу, написанную на языке программирования высокого уровня, в программу, которую можно исполнить на компьютере – интерпретаторы Транслятор, который способен параллельно переводить и исполнять программу, написанную на языке программирования высокого уровня
Система программирования включает в себя транслятор, а также вспомогательные программы (текстовый редактор, средства отладки программ и др.) Два основных режима работы системы программирования: – режим ввода текста программы – режим исполнения программы
Классификация языков программирования – языки машинных кодов Команды программы, как и данные, представляют собой двоичные числа – языки программирования низкого уровня (Ассемблер) Команды программы представляют собой буквенные обозначения (сокращения от английских слов, характеризующих действие этих команд), но сами эти команды полностью соответствуют двоичным командам процессора. Язык Ассемблера – свой для каждого типа процессоров – языки программирования высокого уровня Команды программы – словесные, запись операторов, осуществляющих вычисления, соответствует принятой в математике. Языки высокого уровня – универсальны по отношению к типам процессоров; при трансляции же создается программа в машинных кодах для конкретного типа процессора Basic Fortran Cobol Pascal C Lisp
Языки сценариев позволяют программе (сценарию) реагировать на некоторые события в компьютере (щелчок мыши, наведение курсора мыши на картинку, завершение ввода с клавиатуры и пр.) Мы будем изучать возможности языка сценариев JavaScript
Вопросы и задания 1. Приведите примеры исполнителей алгоритмов. 2. Почему процессор компьютера не может исполнять программы, написанные на языке программирования Basic или Pascal? 3. Что такое компилятор? 4. Что такое интерпретатор? 5. Чем компилятор отличается от интерпретатора? 6. Перечислите основные режимы работы системы программирования.
Вопросы и задания 7. На какие классы делятся языки программирования по принципу удобства их использования? 8. Какие черты отличают языки сценариев? 9. Используя информационные ресурсы Интернета, составьте хронологическую последовательность создания языков программирования с фотографиями их основных разработчиков.