Образовательный проект: команда, коммуникация, решения А.О. Зоткин, Томск,
Проектная деятельность: контекст обсуждения Образующий характер и потенциал проектирования Изменение действующих и содействующих Формирование нового (актуализация «старого») видения - новых смыслов и ценностей Интеллектуализация и рефлексия Формирование умения
Проектная деятельность в образовании Учителя Профессиональное образование и развитие Приближение собственной практики к современным образцам Прорывы в решении социальных задач Ученики Общее образование и социальное развитие Приближение образовательного пространства, школы к пространству собственной жизни Личные прорывы: возможности для нового типа поступков
Дилемма проектирования в образовании Ученик как субъект любого проекта в образовании (в том числе организационно-управленческого) – новые возможности для образования Учитель как субъект проектирования: проживание ситуации неопределенности в образовательном действии
Этапы образовательного проектирования 1. Создание атмосферы необходимости действия. 2. Формирование команд, сетевого взаимодействия. 3. Работа над видением и стратегии его достижения. 4. Продвижение видения. 5. Создание условий для инициативного воплощения видения. 6. Оперативное планирование. Работа по достижению результатов. 7. Закрепление результатов, расширение преобразований, институционализация, капитализация и продвижение опыта
Создание атмосферы необходимости действия Учителя Исследование школы как объекта образования в контексте внешней среды Рефлексия критических (кризисных) точек Проблемное обсуждение Ученики Участие в маркетинговых и социологических исследованиях Проявление критических моментов: создание коннекта Дебаты и дискуссии: актуализация образа будущего Важно, чтобы появилось убеждение, что ничего не менять – еще опаснее, чем рисковать, осуществляя изменения
Формирование команд, сетевого взаимодействия Учителя Управленческая команда Инициативные команды под отдельные задачи Профессиональная кооперация и коммуникация Выявление и установление связей с заинтересованными людьми вне школы, проф. сообщества, отрасли Ученики Участие в управлении и в принятии решений Команды под отдельные задачи, участие во взрослых командах Межкомандная кооперация и коммуникация в школе и вне ее Взаимодействие в местным сообществом Этнос рождается не из единства языка, культуры и т.п., а из противопоставления себя другой группе (Н. Гумилев)
Работа над видением и стратегии его достижения Учителя «Возвращение к интеллигентности»: разговоры о ценностях Профессиональное и личное самоопределение Просвещение, чтение, коммуникация Стратегическое планирование Ученики Попадание в среду поиска смыслов и ценностей Формирование собственной позиции и отношение Актуализация личных целей Участие в стратегическом планировании ВИДЕНИЕ + ВДОХНОВЕНИЕ = ЛИДЕРСТВО
Продвижение видения Учителя Каналы повышения квалификации, обучения Организация информационной среды Обратная связь, развитие видение Ученики Формы воспитательной работы Организация информационной среды Обратная связь, развитие видение Не учите строить корабли, научите мечтать о море (А. Сент-Экзюпери)
Создание условий для инициативного воплощения видения Устранение препятствий Утилизация «ненужного» Вызов инициатив Поощрение к действию Создание проектной инфраструктуры разработок, принятия решений, согласования действий Поддержка достижений
Оперативное планирование. Работа по достижению результатов Оперативные планы на различных уровнях, в командах, их согласование Уточнение результатов, требований к ним, показателей их достижения и методов оценки Поощрение по достижению результатов Экспертные обсуждения результатов и корректировка действий
Закрепление результатов, расширение преобразований, институционализация, капитализация и продвижение опыта Охват всех участников Нормативная база, ее непротиворечивость, гибкость и точность Утилизация Рефлексия и оформление опыта, результатов Рефлексия знаний и умений, передача опыта Происхождение - это рождение внутри структур сцеплении Развитие – это осознание себя, как действующего иначе, по-новому (М.К. Мамардашвили)
вывод Важно делать одно дело. А поэтому, осуществляя инициативные проекты, у нас появляется не только новые управленческие и задачи, у нас появляются новые образовательные задачи, дополнительные образовательные ситуации, упустив которые мы упустим то, что проектировали.