Подготовил Роман Прищенко, психолог, исполнительный директор клиники "Rehab Family" Москва, 2013
Наркотики в древности Взаимопроникновения культур Вспышки наркомании 19 век - эпоха экспериментов 20 век – синтетический "рай" 21 век – наркотики как часть культуры цивилизации?
Возможные подходы к пониманию зависимости 1. Моральный 2.Пассивно-медицинский 3.Формально-религиозный 4. Социопсихологический 5.Компенсаторные: а) холистический активный медицинский а) холистический активный медицинский б) комплексный духовно- ориентированный б) комплексный духовно- ориентированный
Дух Душа Тело
а) снять или облегчить абстинентный синдром б) попытаться уменьшить или устранить симптомы самого заболевания (нарушения метаболизма и биохимии, нарушения психики, эмоциональной сферы и т.д.) в) пытаться снять или снизить тягу к алкоголю или наркотику: - методы, основанные или на реакциях организма - или же на страхе (эти методы теснее смыкаются со вторым аспектом болезни - душевным, то есть психологическим
а) попытки восстановить нарушения психики (в этом случае используются методы традиционной психиатрии через прямое воздействие на мозг) б) попытки выявить и устранить нарушения в психологической структуре личности (метод зависит от того, как представляется эта структура)
а) достижение сверхъестественного исцеления б) духовно-нравственное перерождение
[приложение XI, стр.348] "Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь" [приложение XI, стр.348]
Программа «12 шагов» Программа «12 шагов» Миннесотская модель Миннесотская модель Терапевтическое сообщество Терапевтическое сообщество Собственно церковная модель Собственно церковная модель
Отличительные черты: программа "12 Шагов" – это непрофессиональная программа; программа "12 Шагов" – это программа духовного роста; единственное условие для членства – это желание прекратить употребление; программа нацелена на абсолютное воздержание, хотя это не является целью; зависимость - хроническая прогрессирующая болезнь с определенными признаками и предсказуемым результатом; наркозависимый навсегда потерял способность контролировать свое потребление наркотиков; зависимость разрушает все жизненные сферы, а значит и выздоровление требует восстановления каждой из этих сфер; даже разовое употребление наркотика может спровоцировать цикл неуправляемого употребления.
Уровни участия: посещение собраний; чтение и обсуждение литературы сообщества; работа со "спонсором" ("спонсор" – это наставник, имеющий опыт выздоровления по программе); работа по 12 шагам; выступление в качестве "спонсора" для других; организационная деятельность в соответствии с 12 традициями.
Отличительные положения: наркомания – это многофакторное заболевание с био-психо- социо-духовной основой; наркомания – смертельное, хроническое, прогрессивное и первичное заболевание; отрицание - один из главных симптомов болезни; первичная мотивация – побуждение к лечению, не влияет на его результат; активное использование опыта выздоравливающих людей; сотрудник лечебной программы – модель поведения для пациента, а взаимоотношения между сотрудниками – модель для построения взаимоотношений пациента с другими людьми; наркомания – семейная болезнь, поэтому к лечебному процессу необходимо привлечение всех близких пациенту людей.
Основные методы: стадия приема: приемное собеседование, ориентация по программе; оценка всех индивидуальных нужд пациента и разработка индивидуального плана; ведение пациента, то есть руководство всем процессом его лечения; индивидуальное и групповое консультирование; семейное консультирование; обучение пациента необходимым жизненным навыкам и отработка этих навыков (например, использование свободного времени, релаксация, планирование дня, перспективное планирование, организация питания и т.д.); ориентация пациента на участие в группах самопомощи и разъяснение основных принципов работы этих групп; медицинское и психолого-психиатрическое обслуживание; специальная образовательная программа; терапевтически спланированная организация досуга; планирование лечения после выписки;
«Термин британского происхождения, в настоящее время широко применяемый для обозначения специально структурированной больничной среды, поощряющей деятельность пациентов в рамках социальных норм. Специально обучающие методы применяются для преодоления чувства зависимости пациентов, для поощрения у них чувства личной ответственности и ускорения их социальной реабилитации". «Психиатрический глоссарий»
Признаки отличия от других моделей: комплексность услуг в рамках одного ТС; высокая терапевтичность среды за счет особой организации; уникальная философия, состоящая из четких представлений о природе зависимости, о наркозависимом, о процессе выздоровления и здоровом стиле жизни.
Методы ТС можно разделить на три главные группы: лечебно-образовательные мероприятия; мероприятия по укреплению сообщества; мероприятия, направленные на управление сообществом и лечебным процессом.
Некоторые особенности: самоуправляемость; этапность; неформальная обстановка; привлечение воспитанников в качестве ко-терапевтов.