Роль классного руководителя в разрешении конфликтов. педагог-психолог: Толстова Т.В.
Конфликт отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами (столкновение).
Поведение людей в конфликте
Отрицательные последствия доминирования одной из стратегий: Соперничество требует постоянного напряжения, велик риск потери друзей, здоровья, даже жизни Приспособление комплекс неполноценности, низкая самооценка, депрессия, пассивность, не дает возможности самореализоваться. Избегание социальная изоляция, велик риск алкоголизма и наркомании Компромисс скользкий, беспринципный, подозрительный человек, с ним надо быть настороже Сотрудничество похож на кота Леопольда: "Давайте жить дружно!", бесхарактерный зануда, не способен постоять за себя и других.
Предупреждение конфликтов. Тот, кто первым скомандует себе: "Стоп! Тот, кто первым скомандует себе: "Стоп! Никакой грубости и бестактности !", тот предотвращает ссору. Это называется "взять себя в руки".
Как управлять конфликтом Можно ли избежать конфликтов в отношениях? «Нет!». Конфликты как экстремальная форма разрешения противоречий неизбежны, но ими в определенных границах можно управлять. Для этого необходимо научиться различать формы поведения в конфликте и соответствующие им варианты исходов. Полезно знать и основные правила или этику поведения в конфликте. Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы смягчить конфликт или сделать его конструктивным? Таких правил поведения в конфликтной ситуации, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации, несколько.
Правило 1-е: непредвзято относись к инициатору конфликта. справедливое, непредвзятое отношение к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что в паре или группе появляется человек чем-то недовольный это инициатор конфликта. Именно он выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение Таким образом, для того, чтобы конфликт с первого же шага не пошел по «кривому пути», нужно справедливо и, главное, терпеливо отнестись к инициатору столкновения: сразу же «с порога» не осуждать, не отмахиваться, не бранить, но внимательно и по возможности максимально доброжелательно его выслушать.
Правило 2-е: не расширяй предмет спора. выявить предмет конфликта и не расширять его. Под предметом понимается причина недовольства партнера: что его конкретно не устраивает, что ему не нравится в поведении другого? Это правило должен соблюдать и инициатор конфликта, т. е. отчетливо и ясно сформулировать прежде всего для себя, что его не устраивает и раздражает в другом. Затем полно и понятно изложить причину своих претензий.
Правило 3-е: стремись к позитивному решению конфликта. Это заставит инициатора, во-первых, мысленно взвесить все «за» и «против» в выдвигаемом обвинении; во-вторых, рассчитать возможные последствия конфликта для взаимоотношений; и, в- третьих, самому подумать за обвиняемого о предпочитаемом им варианте исхода конфликта. Все вместе это может: снизить потенциал негативной напряженности инициатора, расширить его представление о предмете и целесообразности конфликта, ощутить себя в роли обвиняемого.
Правило 4-е: сдерживай эмоции. самое обязательное условие спора, столкновения максимально спокойный и ровный тон высказываний, точность и продуманность слов. Нужно говорить так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздраженность, гнев, упрек, не было оскорбления в адрес партнера, Словом, по форме спор должен быть «деловым разговором деловых людей».
«Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни!» Джон Э. Смитт
Методика оценки психологической атмосферы в классе А.Ф.Фидпера
Шкала самооценки личности здоровье умственные характер авторитет умелые внешность уверен способности у свер- руки ность стников в себе
Спасибо за внимание.