«Сопровождение учащихся «группы риска» в учебно- воспитательном процессе» Воспитание и перевоспитание трудных детей и подростков является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.
К детям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной адаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д. К детям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной адаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д.
Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением» с «делинквентным поведением» с «асоциальным поведением, с «антиобщественным поведением»и т.п. Общим является лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных». Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением» с «делинквентным поведением» с «асоциальным поведением, с «антиобщественным поведением»и т.п. Общим является лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость ) семьи педагогически запущенными детьми не утрачивается. Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость ) семьи педагогически запущенными детьми не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках. Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т.д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др. Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т.д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующее ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующее ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное (англ. «провинность») поведение – это девиантное поведение, выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий, это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок. Делинквентное (англ. «провинность») поведение – это девиантное поведение, выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий, это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, т.е. нарушение успеваемости, поведения, межличностых взаимодействий учащегося в общеобразовательной школе. Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, т.е. нарушение успеваемости, поведения, межличностых взаимодействий учащегося в общеобразовательной школе.
Антиобщественное поведение – различают три вида: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм. Антиобщественное поведение – различают три вида: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм. Следует отметить, что эти понятия, по существу, отражают особенности одного и того же явления, но с различных сторон. Следует отметить, что эти понятия, по существу, отражают особенности одного и того же явления, но с различных сторон.
Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм. Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.
Группы Критерии определяющие «группу риска» 1-я медицин ская имеют хронические заболевания внутренних органов; имеют проблемы с оганами слуха, зрения, речи; часто и длительно болеють (пропуски по болезни более 40 учебных дней в году); стоят на учете у учете у психоневролога; перенесли сложную медицинскую операцию; 2-я социальн ая живут в асоциальной семье; пренебрежительное или агрессивное отношение со стороны окружающих; живут в малообеспеченной семье; живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные); перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные); другое. живут в асоциальной семье; пренебрежительное или агрессивное отношение со стороны окружающих; живут в малообеспеченной семье; живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные); перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные); другое. 3-я учебно – педагогичес кая имеют стойкую неуспеваемость; прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины; другое. имеют стойкую неуспеваемость; прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины; другое. 4-я поведенч еская имеют стойкое нарушение поведения; испывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями; имеют повышенную тревожность. имеют стойкое нарушение поведения; испывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями; имеют повышенную тревожность.
Выявление учащихся группы «риска» Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности: Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности: - учебная деятельность; - учебная деятельность; - взаимоотношения со сверстниками; - взаимоотношения со сверстниками; - взаимоотношения со взрослыми; - взаимоотношения со взрослыми; - проведение свободного времени; - проведение свободного времени; - отношение к труду и профессиональная ориентация; - отношение к труду и профессиональная ориентация; - поведение и поступки. - поведение и поступки.
Способы получения необходимой информации: - анализ классных журналов; - опрос мнения учителей о школьнике; - анализ учета посещаемости занятий; - анализ зафиксированных нарушений дисциплины; - беседы с родителями школьника; - социометрические исследования; - наблюдения; - беседы со школьником; - запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК); - запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь; - запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних; - запрос информации с предыдущего места учебы школьника.