Развитие ученического самоуправления в школе Развитие ученического самоуправления в школе Практико-ориентированный проект
Цель проекта: Стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, демократической культуре через развитие ученического самоуправление в школе.
Задачи проекта: Создание благоприятных педагогических, организационных и социальных условий для самоутверждения каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. Создание благоприятных педагогических, организационных и социальных условий для самоутверждения каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. Разработка и апробирование модели ученического самоуправления «Десятая планета от солнца», как воспитывающей среды школы, обеспечивающей самореализацию каждого учащегося. Разработка и апробирование модели ученического самоуправления «Десятая планета от солнца», как воспитывающей среды школы, обеспечивающей самореализацию каждого учащегося. Предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой ( прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учено- воспитательный процесс), влиять на школьную политику. Предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой ( прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учено- воспитательный процесс), влиять на школьную политику. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний и умений, навыков коллективной и руководящей деятельности. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний и умений, навыков коллективной и руководящей деятельности. Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы по приоритетным направлениям воспитания Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы по приоритетным направлениям воспитания
Актуальность проекта: Сформировать у подрастающего поколения готовность взять в свои руки в будущем государственные и общественные дела, социальную и гражданскую ответственность возможно путем активного включения учащихся в демократическое управление посредством ученического самоуправления учащихся. Сформировать у подрастающего поколения готовность взять в свои руки в будущем государственные и общественные дела, социальную и гражданскую ответственность возможно путем активного включения учащихся в демократическое управление посредством ученического самоуправления учащихся.
Проект рассматривает стратегию развития и совершенствование ученического самоуправления : Проект рассматривает стратегию развития и совершенствование ученического самоуправления : как средство демократизации воспитательного процесса в школе; как средство демократизации воспитательного процесса в школе; как условие реализации прав и обязанностей учащихся; как условие реализации прав и обязанностей учащихся; как метод организации КТД; как метод организации КТД; как способ формирования лидерско- организаторских навыков и управленческих умений, повышение социальной активности учащихся; как способ формирования лидерско- организаторских навыков и управленческих умений, повышение социальной активности учащихся; как путь к осуществлению гармонизации взаимодействия учащихся и преподавателей на основе совместной общественной деятельности; как путь к осуществлению гармонизации взаимодействия учащихся и преподавателей на основе совместной общественной деятельности; как способ утверждения отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управление школой. как способ утверждения отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управление школой.
Ожидаемые результаты: активное включение учащихся в управление школой; активное включение учащихся в управление школой; рост числа активистов в классах, желающих работать в правительстве школы; рост числа активистов в классах, желающих работать в правительстве школы; повышение интереса учащихся к социально значимой деятельности; повышение интереса учащихся к социально значимой деятельности; повышение уровня сплоченности в классах, сотрудничество между учащимися разных объединений; повышение уровня сплоченности в классах, сотрудничество между учащимися разных объединений; удовлетворение учащихся собственной деятельностью; удовлетворение учащихся собственной деятельностью; личностный рост учащихся; личностный рост учащихся; развитие традиции школы; развитие традиции школы; повышение педагогической культуры классных руководителей и учителей школы; повышение педагогической культуры классных руководителей и учителей школы; осуществление социально значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни социума. осуществление социально значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни социума.
Сроки и этапы реализации проекта: 1 этап ( годы) – организационный 2 этап ( годы) – реализация и развитие системы ученического самоуправления 3 этап ( годы)- мониторинг освоения модели с последующей коррекцией на основании критериальных оценок (отслеживание, анализ, коррекция).
Структура модели ученического самоуправления «Десятая планета от Солнца» МОУ СОШ 10 г. Бузулука Совет государств Президент и кабинет министров Собрание горожан Мэр города, администрация Службы города (класса) Министерства Министерства Общий Сбор Планеты Педагоги-кураторы
Школа 10 г. Бузулука –муниципальное образовательное автономное учреждение, которому в 2015 году исполняется 15 лет, в течении которых работает представленная модель ученического самоуправления «Десятая планета от Солнца».
Школьное ученическое самоуправление «Десятая планета от Солнца» представляет собой содружество 4 государств-свободных стран: 1-4 классы- Страна Самых Славных Ребят (СССР); 1-4 классы- Страна Самых Славных Ребят (СССР); 5-6 классы- Страна Непосед; 5-6 классы- Страна Непосед; 7-8 классы- Страна Надежды; 7-8 классы- Страна Надежды; 9-11 классы- Страна Юности классы- Страна Юности.
Учащиеся считают, что развитие самоуправления в школе: позволило приобрести навыки общения в режиме реального времени (занятость учащихся в системе дополнительного образования выросла с 64 % до 88 %); позволило приобрести навыки общения в режиме реального времени (занятость учащихся в системе дополнительного образования выросла с 64 % до 88 %); выработать личную ответственность; выработать личную ответственность; неформально сформировать и сплотить ученические коллективы; неформально сформировать и сплотить ученические коллективы; обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании и алкоголизма, безнадзорности, уровень развития самоуправления в ученическом коллективе увеличился с 0,69 до 0,7); обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании и алкоголизма, безнадзорности, уровень развития самоуправления в ученическом коллективе увеличился с 0,69 до 0,7); оказало помощь в выборе профессии; оказало помощь в выборе профессии; позволило выявить свои возможности и реализовать их (увеличилось количество учащихся, участвующих в жизни школы с 45 % до 76 % позволило выявить свои возможности и реализовать их (увеличилось количество учащихся, участвующих в жизни школы с 45 % до 76 % способствовало выявлению лидеров (уровень социализации учащихся вырос с 3,01 до 3.06); способствовало выявлению лидеров (уровень социализации учащихся вырос с 3,01 до 3.06); повысило уровень воспитанности ребят (с 4,05 до 4,1). повысило уровень воспитанности ребят (с 4,05 до 4,1).
Мониторинг развития ученического самоуправления показал, что через самоуправление решаются следующие задачи: Развитие сплочение и координация детского коллектива; Развитие сплочение и координация детского коллектива; -Жизненное самоуправление -Жизненное самоуправление -Умение решать проблемы -Умение решать проблемы -Самораскрытие и самореализация личности. -Самораскрытие и самореализация личности. Принципы равноправия в совместной деятельности: Принципы равноправия в совместной деятельности: -Умение планировать трудовую деятельность; -Умение планировать трудовую деятельность; - рационально использовать рабочее время; - рационально использовать рабочее время; -повышение требовательности к себе и товарищам; -повышение требовательности к себе и товарищам; -воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины; -воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины; -адаптация выпускников к непрерывно меняющимся жизненным условиям. -адаптация выпускников к непрерывно меняющимся жизненным условиям.
Было также проведено анкетирование среди педагогов и родителей. По итогам анкеты выявились следующие цифры: Из 576 опрошенных 16 % считают, что развитие самоуправления в школе позволило выработать личную ответственность, Из 576 опрошенных 16 % считают, что развитие самоуправления в школе позволило выработать личную ответственность, 10 % - неформально сплотить детский коллектив, 10 % - неформально сплотить детский коллектив, 25 % считают, что самоуправление способствует выявлению лидеров, 25 % считают, что самоуправление способствует выявлению лидеров, 30 % опрошенных думают,что самоуправление позволяет учащимся выявить свои возможности и реализовать их. 30 % опрошенных думают,что самоуправление позволяет учащимся выявить свои возможности и реализовать их. 9% опрошенных считают, что самоуправление в школе совсем не нужно. 9% опрошенных считают, что самоуправление в школе совсем не нужно.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» С.И.Гессен С.И.Гессен