ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (от фр. postimpressionisme – после импрессионизма) совокупность разрозненных течений изобразительного искусства, возникших во Франции во второй половине 80-х гг. XIX в. как реакция на разложение импрессионизма и попытка на его основе осуществить собственные эстетические искания. Впервые этот термин был употреблен английским критиком Роджером Фраем при описании тенденций французского искусства того времени. Начало постимпрессионизму положила последняя выставка импрессионистов в 1886 г. и манифест символизма Ж. Мореаса, обнародованный тогда же.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ Поль Сезанн ( ) Поль Гоген ( ) Винсент Ван-Гог ( ) Анри де Тулуз-Лотрек ( )
Поль Сезанн. Автопортрет Художественное наследие Сезанна составляет больше 800 работ маслом, не считая других произведений, в т.ч., уничтоженных художником, как несовершенные. В парижском Салоне 1904 г. целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым триумфом художника.
Излюбленный жанр Сезанна натюрморт Сезанн лепит цветом объем и воссоздает его с такой убедительностью, что, видя предмет с какой-либо одной стороны, мы ясно представляем его себе целиком. Сезанн выявляет геометрию форм: шаровидность плодов, цилиндричность сосудов, конические складки салфеток и т.д. Художник полагал, что бесконечное многообразие форм природы зиждется на таких структурах, как шар, цилиндр, конус, соотношение которых лежит в основе закономерностей устройства вселенной.
П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой П. Сезанн: «Я хочу сказать, что в апельсине, в яблоке, шаре, голове, каждом предмете всегда есть самая выпуклая точка, и, несмотря на сильнейшее воздействие тени, света и цветовых ощущений, эта точка ближе всего к нашему глазу; края предметов бегут к центру, помещенному на нашем горизонте».
П. Сезанн. Натюрморт с яблоками, 1890.
П. Сезанн. Натюрморт с имбирной кринкой, сахарницей и яблоками, Холст, масло.
Портрет мадам Сезанн Сезанн работал и в области портрета. Известны его автопортреты, портреты жены, друзей.
Сезанн. Мужчина с трубкой Изображения людей подчинены стройной логике, формы рельефно вылеплены, планы четки, все детали крепко пригнаны.
Портрет Амбруаза Воллара Художник избегает преходящих моментов: мимики, жестикуляции, ярко выраженных эмоций, психологичности, ибо все это подвержено изменениям, а он ищет суть образа.
П. Сезанн. Курильщик Персонажи портретов Сезанна выглядят серьезными, самоуглубленными.
П. Сезанн. Пьеро и Арлекин Сезанн писал фигурные композиции.
П. Сезанн. Игроки в карты Это жанровая сцена признана самым дорогим произведением искусства в мире. Владелец – катарский эмир.
Поль Гоген. Автопортрет, В юности служил моряком, потом биржевым маклером. В 1870-е годы начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов. С 1883 г. всецело посвятил себя искусству, что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. В 1886 г. жил в Бретани.
П. Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом) Эта картина выполнена в синтетическом стиле, изобретенном Гогеном вместе с Эмилем Бернаром. Художники пытались синтезировать три понятия: внешний вид изображаемого; свои собственные чувства в отношении изображаемого; эстетичность линии, цвета и формы изображения, чтобы достигнуть синтез видимого и воображаемого миров, зачастую создаваемого на полотне по воспоминаниям об некогда увиденном…
П. Гоген. Пейзаж у Ле Пульду, В синтетизме допускалось упрощение изображения, излишняя декоративность, яркие, необычно сияющие краски, замена перспективы ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины.
П. Гоген. Таитянская женщина с цветком, Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 г. он уехал на остров Таити (Океания) и после кратковременного возвращения во Францию поселился здесь навсегда (сначала на Таити, с 1901 г. - на острове Хива-Оа). В картинах этого времени система «синтетизма» получила дальнейшее развитие.
П.Гоген Таитянский пейзаж, Гогена смущал залитый светом пейзаж с его резкими, кричащими красками. Они "ослепляли" Гогена, он не решался перенести их в их подлинном виде на полотно.
П. Гоген. День божества, Фантазия на тему древних религиозных обрядов, существовавших когда-то на Таити. Туземки готовятся к обряду вокруг идола. Картина древнего рая, написанная неестественно яркими красками.
П. Гоген. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? (1897) Гоген указал, что картину нужно читать справа налево три группы фигур иллюстрируют вопросы из названия. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует зрелость; в заключительной группе «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям». Голубой идол на заднем плане представляет «потусторонний мир».
Винсент ван Гог. Автопортрет Нидерландский художник, автор более чем 800 полотен. Большую часть жизни прожил во Франции. Он был самоучкой, отличался исключительной преданностью своему делу. Тяжелый труд, не получивший признания, привел к сумасшествию и самоубийству.
Винсент ван Гог. Цветущая ветка миндаля, Из всех жанров изобразительного искусства наибольшим вниманием ван Гога пользовался пейзаж.
В. ван Гог. Красные виноградники в Арле, 1888.
В. ван Гог. Звездная ночь, 1889.
В. ван Гог. Поле маков, 1889.
В. ван Гог. Пейзаж с домом и пахарем, 1889.
В. ван Гог. Портрет почтальона Джозефа Роулина, Для Ван Гога портрет - это исследование человеческой души, попытка извлечь на поверхность то, что обычно спрятано в наиболее глубоких пластах сознания.
Портрет доктора Гаше / Арлезианка
Ван Гог пристально изучал самого себя, поэтому так часто писал автопортреты. В них художник вступает в диалог с собой и со зрителем.
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой, К Ван Гогу приезжает погостить в Арль Поль Гоген, но творческие разногласия вызывают ссору. В припадке сумасшествия художник отрезает себе ухо.
Подсолнухи стали символом живописи Ван Гога. Первоначально Ван Гог писал их с целью украсить свой дом в Арле к приезду друга Поля Гогена.
Джованни Болдини. Портрет А. Тулуз-Лотрека Французский художник. Мастер графики и рекламного плаката. С 1884 г. и до конца жизни жил на Монмартре. Часто рисовал жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж», поэты, актеры, певицы. При жизни критика была в основном настроена недоброжелательно к творчеству Тулуз-Лотрека. Признание пришло через несколько лет после его смерти.
А. Тулуз Лотрек. Танец в Мулен-Руж. Картина демонстрирует склонность художника к заостренности, почти карикатурности образов.
Афиша «Японский диван» - реклама нового кабаре на Монмартре, обставленного в японском стиле.
Оттолкнувшись от импрессионизма как от некоего фундамента, художники постимпрессионизма начали собственные художественно-эстетические искания. Это был период взаимодействия индивидуальных творческих систем. Просуществовал до начала 1910-х годов. Оказал влияние на развитие живописи всего ХХ века.