М.Ю.ЛЕРМОНТОВ- ХУДОЖНИК
Автопортрет г. В годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.
Автопортрет
Эмилия, героиня драмы "Испания» гг Возможно, в образе испанской монахини В.А.Лопухина.
В.А. Лопухина гг.
С.А. Раевский. Акварель М.Ю. Лермонтова
Испанец
Юноша в бурнусе и восточном головном уборе г.
Ю.П.Лермонтов, армейский капитан Отец М.Ю.Лермонтова гг.
Герцог Лерма. Холст, масло Картина была написана для А. А. Лопухина. Название дано не Лермонтовым и восходит к семейному преданию о происхождении рода Лермонтова от испанского герцога Лермы ( ). Картина является повторением случайно поврежденного рисунка, выполненного Лермонтовым в углем на оштукатуренной стене в доме Лопухиных. На стене и на полотне запечатлен образ человека, которого, по словам А. А. Лопухина, Лермонтов увидел во сне.
А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель год
Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передал в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке "М.Л год. 13 июня. На Горячих водах". Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт.
Вид Тифлиса. 1837
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби г.
Развалины на берегу Арагвы г.
Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март апрель 1838
Дарьяльское ущелье (Вид с арбой) г.
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой
Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса - всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова "Вид Тифлиса". Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом"
Эльбрус
На картине " Развалины близ селения Караагач в Кахетии" Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.
Эти места воспел Лермонтов в поэме "Мцыри", действие которой происходит "...там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...". Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты".
На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина "Башня в Сиони" ( г).
Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой г.
Бой при Валерике
Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.
Нападение
Одной из картин на военную тему явилось полотно "Перестрелка в горах Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.
Пейзаж окрестностей Пятигорска: "Бештау около Железноводска". На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километров от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка - немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время.
В Тифлисе Лермонтов знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. Таков рисунок "Лезгинка", где изображены танцующие жители города на плоской крыше дома.
Черкес с лошадью
Оседланная лошадь. Сепия е гг
Конный горец со значком