Каспар Давид Фридрих 1774–1840 Автопортрет с карандашом в руке и чернилами. 1802
Отличительной чертой немецкого народа, кроме общеизвестной любви к порядку и пунктуальности, можно назвать любовь к романтике, тонкое и поэтичное восприятие природы: захватывающих дух просторов речных долин, прекрасных лесов, величественных гор. Странник перед морем тумана В картине «Странник перед морем тумана» путник, покоривший вершину, созерцает с высоты птичьего полета бескрайний туман, окутывающий его дальнейший путь.
Художник Каспар Давид Фридрих – один из выдающихся немецких романтиков. В противовес рационализму классицизма романтики воспевали индивидуальность, самоценность человека, его личную свободу, сильные страсти, жажду обновления, уравнивали высокое и низкое, реальное и фантастическое. Могила Гуттена Г.Ф. Керстинг Каспар Давид Фридрих в своей студии. 1811
Работы Фридриха очень ценил русский поэт Василий Андреевич Жуковский, который рекомендовал их Николаю I. Император приобретал картины художника, они украшали его личные покои в загородной резиденции. Благодаря этому обстоятельству в России собрана самая лучшая коллекция его работ вне Германии. Романтические настроения художника привели его к сближению с дрезденским кружком поэтов- романтиков, включавшим Ф. Новалиса, Г. Клейста, Л. Тика. В 1810 г. мастерскую Фридриха посетил И.В. Гёте, который восторженно отзывался о его произведениях. Творчество Фридриха находило живой отклик у современников. И. Тишбейн. Гете в Италии П. Соколов Портрет В.А. Жуковского е К. Афанасьев Портрет императора Николая I
В 1794–1798 гг. Фридрих учился в копенгагенской Академии художеств, много рисовал карандашом и сепией. После посещения острова Рюген в Балтийском море обратился к пейзажам в технике масляной живописи. Меловые скалы на острове Рюген Меловые скалы на острове Рюген 1818 Остров Рюген Южный берег острова Рюген
Фридрих работал в Дрездене, где с 1816 г. преподавал в Академии художеств. Он писал величественные пейзажи, дикие скалы, церкви на заброшенных кладбищах, могучие старые деревья, безмолвные фигуры людей, любующихся лунным светом. Природа в его пейзажах обретала мистические черты. Художник восхищался ее стихийной мощью и беспредельностью. Зимний пейзаж Крест в лесу 1820 Горный пейзаж в русле Эльбы 1823
Гибель «Надежды» во льдах. 1822
Пейзаж стал единственной темой творчества мастера. «Картина должна быть не придумана, а прочувствована», – говорил он. Эти пейзажи – отражение тонких переживаний, различных оттенков меланхолии и созерцательности. Фридрих старался показать природу такой, какой он ее видел и ощущал. В этом был протест против классицистического пейзажа, который «сочинялся» в мастерской. Картина «Крест в горах (Теченский алтарь)» привлекла внимание современников неожиданной трактовкой религиозного образа. Ею художник обозначил свой дальнейший путь в творчестве. Крест в горах (Теченский алтарь). 1808
На парных картинах «Монах у моря» и «Аббатство в дубовом лесу» изображено космическое величие мира, в котором жизнь человека представляется малозначительной и скоротечной. Монах у моря Аббатство в дубовом лесу Часто встречающийся в картинах Фридриха мотив мощных дубов с причудливо переплетенными обнаженными корявыми ветвями получил развитие в немецком декоративно-прикладном искусстве. Дуб в снегу 1829
В 1810 г. художник посетил Исполиновы горы, которые дали новый импульс к изображению природы в ее величии. Интересно освещение пейзажа. Первый план тонет в сумраке, деревушка вдали ярко освещена, а горы у горизонта окутаны туманом. Подобные эффекты освещения можно наблюдать на больших пространствах, где они создают ощущение бескрайности мира. Горный пейзаж (Вид на Малую Штурмхаубе из Вармбрунна). Ок. 1810
В 1818 г. художник женился на Кристиане Каролине Боммер, в его произведениях появилась новая тема. Женщина в окне. 1822На паруснике. 1819
В произведениях Фридриха человек мал, он как бы потерян в огромных просторах. Но при этом фигуры используются художником не только для оживления пейзажа. Человек – часть этого огромного и прекрасного мира. Сопоставление человека и безбрежной мощи стихии иногда навевает меланхолию, щемящую грусть и создает ощущение хрупкости жизни. Зимний пейзаж 1811 Горный пейзаж с радугой. 1809Кладбище, занесенное снегом. 1828
Месса в готической руине. 1825
Могила воина-освободителя 1812 Сова на могиле Могила великана в снегу (Одинокий дольмен на вершине холма) 1807
Отдельным мотивом творчества художника можно признать лунный свет. Фридрих как никто другой умел передать загадочность лунного освещения, глубокую тишину и покой ночи. Закат солнца (Братья) 1809 Закат на море Восход луны над морем 1822
Двое, созерцающие луну. 1809
Сова в амбразуре готического окна Ок Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Е. Чернецовой Журнал «Искусство» 11/2013