Работу выполнила Ученица 11 А класса Красненкова Марина
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова пейзаж нужен не только для того, чтобы нарисовать картины природы, но и затем, чтобы передать мысли, чувства, которые наполняют сердце поэта и его лирического героя. Даже в этих стихотворениях пейзаж не является самоцелью.
В стихотворении Парус (1832 г.) в традициях романтизма раскрывается тема одиночества. Бурная стихия привлекает и не пугает лирического героя, ведь избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности. Образ простора, одинокого паруса, бескрайности моря – это атрибуты свободы.
Внешне стихотворение Парус напоминает простую пейзажную зарисовку с точными образами бушующей и умиротворённой стихии. Но на фоне этих образов и через них выступает философский смысл стихотворения. Сами по себе природные образы не интересуют поэта. Они даны в естественном проявлении: Играют волны - ветер свищет, И мачта гнётся и скрипит… Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…
Стихотворение Когда волнуется желтеющая нива… (1837 г.) о том, что в слиянии с природой человек способен ощутить себя счастливым, умиротворённым.
желтеющая нива, малиновая слива – осень, ландыш серебристый – весна, зелёный листок – начало лета. Такое смешение различных сезонов даёт возможность широкого обобщения.
Чувство родины вытекает из очень широких представлений о целостном облике родной природы и восприятия её выразительных примет, нравов простого народа.
Иннокентий Анненский, определяя общий характер отношения Лермонтова к природе, назвал его психологом природы.
Лермонтов не природу истолковывает, очеловечивая и приближая её этим к нашему пониманию, а в ней самой ищет образы и краски, аналогии и уподобления, в целях художественной выразительности.