Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 32 муниципального образования Тимашевский район, Краснодарского края
Диалогическая речь говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Связная речь - смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» - С.Л.Рубинштейн.
Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. В контекстной речи содержание понятно из самого контекста, здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации Связная речь
В подготовительном периоде закладываются основы будущей связной речи. К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова На третьем году резко возрастает словарный запас, Дети 4 5 лет могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Собственно речевые умения:Умения речевого этикета:Умение общаться в паре, группе из 3 человек, в коллективе. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. Неречевые (невербальные) умения
Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. В детском саду детей обучают двум основным типам монологов самостоятельному рассказу и пересказу.
Типы монологов Описание повествование Рассуждениеконтаминация
Рассказывание От ведущего психического процесса По восприятию По памяти По воображению Источника высказывания По игрушкам По картинам Из опыта Творческие
По игрушкам: Описание игрушки сюжетный рассказ Творческие: Придумывание сказки Рассказ на самостоятельно выбранную тему По сюжету, предложенному педагогом Придумывание продолжения текста Творческие: Придумывание сказки Рассказ на самостоятельно выбранную тему По сюжету, предложенному педагогом Придумывание продолжения текста Из опыта: отражающие коллективный опыт индивидуальный опыт По картинкам: предметные картины сюжетные по серии картин - повествование пейзаж, натюрморт
Методы работы с детьми Совместное рассказывание. Образец рассказа Анализ образца рассказа План рассказа Коллективное составление рассказа Составление рассказа по частям Моделирование