Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком. Альфонс Доде.
Немного истории Идея создания Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова возникла на рубеже XVIII-XIX вв. В 1851 г. при попечительстве генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского завершилось строительство здания для театра, которое торжественно открылось 22 сентября. В течение своей истории театр сменил несколько деревянных театральных зданий. С 1897 г. театр располагается в каменном здании, которое было возведено по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров по традиционной схеме "ярусного театра". Здание органично вписывается в современный облик Иркутска. В 1995 году театру был присвоен статус памятника исторического и культурного наследия.
«Им бы понедельники взять и отменить…» В театр мы входим через служебный вход, и с этого момента попадаем во все его потайные местечки с их секретами. Первое, что притягивает взгляд – это расположенный неподалеку от служебной раздевалки бюст Н. П. Охлопкова, а также расписание репетиций и спектаклей. Нам, простым людям, не могло не броситься в глаза то, что расписание начинается со вторника и заканчивается воскресеньем. Понедельника нет совсем! Именно понедельник является выходным днем артистов. Почему понедельник? Вероятно потому, что это первый рабочий день всех остальных горожан, он по определению не может быть легким и коротким. Что касается самого расписания, то оно умещает в себе время репетиций, а также утренних, вечерних и даже выездных спектаклей. Также в расписании под названиями спектаклей размещаются числа, обозначающие количество спектаклей со дня их премьеры.
Камерная сцена театра Далее мы попадаем в проходное помещение, Камерную сцену театра, которое пристроили к основному зданию в 1999 году. Сцена отличается простотой убранства и таинственностью. Ее пространство задрапировано черной тканью, чтобы минимизировать проникновение посторонних звуков во время спектакля. Волшебство этого помещения заключается в том, что зритель во время спектакля находится буквально в нескольких метрах от актеров, тем самым стирается грань и создается ощущение подглядывания за всем происходящим. Действие реально, а мы – всего лишь нечаянные свидетели.
Декорации руками мастеров Все декорации изготовляются руками мастеров. Они представляют собой по большей части пейзажи, перспективные виды улиц, площадей, интерьеры жилых помещений, а также различные более мелкие предметы. Изготовление декораций является достаточно сложным процессом, ведь они должны передавать зрителю реальную обстановку действия. А сам человек, занимающийся изготовлением декораций, должен обладать широкими знаниями линейной и воздушной перспективы, фантазией и чувством меры.
«Другая сцена» «Другая сцена» - это место экспериментов и нововведений, здесь царит импровизация! Сама сцена задумывалась как экспериментальная площадка или репетиционный зал, но позже стало ясно, что этим ее роль не ограничится. Были поставлены пробные спектакли, которые очень полюбились избранному кругу зрителей, и их решили показывать всем желающим. Особенность этого помещения в том, что сцены в нашем обычном понимании нет, действие происходит по всей площади. Отсутствие кулис заставляет актеров постоянно находиться в образе, быть на виду у зрителя.
Традиции театра. В здании театра имеется несколько залов отдыха. Раньше было принято приходить за несколько часов до спектакля, чтобы обсудить последние новости, отдохнуть после напряженного дня и подготовиться к восприятию происходящего на сцене. В залах играла музыка исключительно для создания особой атмосферы. Танцевать в театре было не принято. В одном из этих залов находятся два огромных зеркала, посмотрев в одно из которых можно увидеть бесконечно длинный коридор. На одном из зеркал заметна трещина. Но, как объяснила экскурсовод, менять его не собираются. Эти зеркала были изготовлены на заказ и привезены ко дню открытия театра и являются частью его истории.
Величественная сцена театра В театре много красивых мест, но больше всего восхищает и завораживает главная сцена. Стены украшены позолоченной лепниной и орнаментом. Потолок венчает многоярусная хрустальная люстра. Итальянские кресла завершают величественную обстановку зала. Сцена оснащена компьютерным управлением всеми механизмами и самой современной на сегодняшний день звуковой и световой аппаратурой. Театр и по сей день поражает не только убранством зала, но и совершеннейшей акустикой.
Музей Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова Последняя комната, в которую мы попадаем - это музей театра. Экспонаты позволяют проследить всю историю с начала его создания и до наших дней. Отдельные стенды посвящены А. В. Вампилову, гастролям в Америку и многим другим значительным эпизодам в жизни театра.
Театр – это развитие, развитие нашей духовности и культуры! Однажды посетив Иркутский драматический театр нельзя отказаться от возможности посетить его еще раз. Он околдовывает своим волшебством и уютом. Репертуар включает как мировую классику, так и современные постановки. Самый искушенный зритель сможет найти то, что будет ему по душе. В настоящее время, к сожалению, молодежь отдает предпочтение кино и интернету. Однако театральное искусство можно по праву назвать зеркалом нашей действительности, в котором находит отражение хорошее и плохое, высокое и низкое, добродетель и порок социального мира. Театр – это развитие, развитие нашей духовности и культуры. Наличие в городе драматического театра и его востребованность свидетельствуют о культурном уровне населения. Постановки театра рассчитаны на зрителей разного возраста от 7 лет и старше. Тем самым сохраняется традиция культурного просвещения подрастающего поколения. Востребованность театра в наше время свидетельствует о том, что у него есть будущее.