Н.В.Гоголь Историческая повесть «Тарас Бульба»
Две жизни, две судьбы. Образы Остапа и Андрия – героев повести «Тарас Бульба» Сравнительная характеристика
Цель урока Выяснить, какие проблемы, кроме проблемы национального самосознания, раскрывает Н.В.Гоголь, сравнивая, сопоставляя образы героев повести «Тарас Бульба»- Остапа и Андрия-, выявив их сходство и различие
Этапы сравнительной характеристики Остапа и Андрия Впечатление от первого знакомства с сыновьями Тараса Бульбы Остапом и Андрием Братья во время учебы в бурсе Поведение молодых казаков в Запорожской Сечи, в бою Сыновья Тараса в последние минуты жизни и в момент гибели
« Это были два дюжих молодца… Крепкие здоровые лица их были покрыты первым пухом волос,которого еще не касалась бритва.Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.» Первая встреча с героями повести
Остап и Андрий. Первое впечатление от знакомства с братьями Внешне братья похожи. Оба комично выглядят в нелепых одеяниях, оба смущены приемом отца Остап, защищая свое достоинство, характеризуется Тарасом как «добрый козак», «славно меня тузил» Андрий-утонченная натура: в отличие от Остапа он не стал колотить отца в ответ на колкости и шутки, за что Тарас назвал его «мазунчиком».
Остап и Андрий в бурсе О такой черте характера Остапа как упрямство можно судить по его поступкам (Четыре раза бежал из бурсы) Смог преодолеть себя( несмотря на нелюбовь к учению, стал одним из лучших учеников в бурсе) «Его (Остапа) секли бесчеловечно»,что ожесточило его характер и воспитало в нем твердость воли. Остап считался лучшим товарищем, никогда не предавал, любил войну и разгульные пирущки. «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он охотно учился, имел изобретательный ум, что позволяло ему избегать наказаний за участие в проделках бурсаков. Его отличает пылкое воображение,скрытность, любовь к уединению,впечатлительность, любовь к женской красоте.
Остап и Андрий в Сечи Оба на хорошем счету у козаков,оба заметны прямой удалью и удачей во всем (метко стреляют,переплывают Днепр) НО на Андрия более всего произвела впечатленья страшная казнь за смертоубийство «…долго чудился ему страшный обряд»
Остап и Андрий в бою Оба храбры, достойны звания воин Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Со временем будет добрый полковник»,-говорит о нем Тарас. « Андрий же весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сраженьях он запальчив и безудержно храбр. Именно дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры объединяет Андрия с Сечью. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше.
Андрий во время осады г. Дубно «…он не мог заснуть и долго глядел на небо. Оно все было открыто перед ним; чисто и прозрачно было в воздухе. Гущина звезд, составлявшая Млечный Путь, поясом переходившая по небу, вся была залита светом.Временами Андрий как будто позабывался, и какой-то легкий туман дремоты заслонял на миг перед ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно» Андрий не остался глух и к красоте природы
Путь Андрия в осажденный город «Он с любопытством рассматривал сии земляные стены, напоминавшие ему киевские пещеры». «Весь алтарь… показался вдруг в сиянии…Андрий не без изумления глядел…на чудо, произведенное светом.» «…и дивился Андрий с полуоткрытым ртом величественной музыке» органа. «Движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб.» «Андрий уже издали видел дом, непохожий на другие,…строенный каким-нибудь архитектором итальянским. «Вдвое прекраснее и чудеснее была она (полячка) теперь…это было произведение, которому художник дал последний удар кисти. …эта была красавица-женщина во всей развившейся красе своей.» «И ощутил Андрий в своей душе благоговейную боязнь и стал неподвижен перед нею.» «Душевные движенья и чувства, которые дотоле как будто кто-то удерживал тяжкою уздою, теперь почувствовали себя освобожденными, на воле…»
Андрий у паночки « Кто сказал, что моя отчизна Украина?Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего…Нет у меня никого! Никого, никого!.. Отчизна моя- ты… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
Почему Андрий отрекается от Отчизны, отца, товарищей? Что заставляет его так поступить? Как можно назвать поступок Андрия? Можно ли однозначно утверждать, что Андрий - предатель? Андрий – предатель?!
Последняя встреча Андрия с отцом Андрий при виде отца не бежал, не просил пощады, а лишь побледнел и «покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом» «Бледен как полотно был Андрий …тихо шевелились уста его…и произносил он чье-то имя; но это не было имя отчизны или матери, или братьев- это было имя прекрасной полячки…»
Осознает ли Андрий свою вину? Раскаивается ли он в содеянном? Андрий сознает свою вину, молчаливо признает за отцом право право наказать его, но не говорит с ним. Он боится смерти. Но не просит о пощаде. Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает Андрий с именем полячки, не смирившись. Он уже сделал выбор и менять его не стал даже перед лицом смерти. Андрий перед лицом смерти
Смерть Андрия как смерть предателя?! «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни …слова» «Пропал,пропал бесславно, как подлая собака!» «…такое позорное дело, чтобы собственный сын его продал и веру и душу»
Андрий – предатель?! Андрию присущи такие качества характера, как тонкая душевная организация, жажда подвига, безумная смелость, способность переживать прекрасное (красоту женщины, природы), то, что он не такой, как все. Для Андрия превыше всего красота, те впечатле ния, которые она производ ит в его тонко организо ванной душе. Красота для него является ценность ю сама по себе, а в случае с полячкой для того, чтобы обладать красотой, он вынужде н предать Родину, веру, отца, брата и товарище й. Для Андрия превыше всего та красота, те впечатления, которые находят отклик в его душе. Красота для него является ценностью сама по себе, а в случае с полячкой для того, чтобы обладать красотой, он вынужден предать Родину, веру, отца, брата и товарищей.
Погиб «козак» Речь идет не о смерти конкретного человека. Андрий, отрекшись от всех идеалов Сечи ( любви к родине, верности данному слову, товарищества), перестал быть запорожцем. Уступив своей страсти, он перестал быть Сыном Своей Отчизны.Андрий воспринимал жизнь более полно, а не только как исполнение долга. Его влекла красота, «его чувства были более развиты».А это-ценности мирной, а не военной жизни.Он не вписывается полностью в свою козаческую среду.
Остап в последнем бою «Но уж одолевают Остапа; уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа… «Эх, Остап, Остап!»
Остап во время казни «Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью …Впереди всех шел Остап… Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушений слабой матери или безумных воплей супруги…, хотел бы он увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине.»
Смерть Остапа-смерть героя «Упал он силою и воскликнул в душевной немощи: -Батько! Где ты? Слышишь ли ты? -Слышу!- раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.» В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическая самоотверженность, твердость духа. ОН просит духовной поддержки, потому что умирает смертью героя.
Добрый козак-Остап Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он-воин. Остап-человек своего времени. Этими качествами он ближе к своему отцу-Тарасу, который уже при первой встрече выделяет старшего сына перед Андрием. Остап- человек массы, толпы, он полностью вписывается в свою среду, повторяет в своем развитии отца и в целом самосознание запорожского козачества- реализовать себя, быть полезным отчизне «и всему христианству», защищая родную землю.
Две жизни, две судьбы. Образы Остапа и Андрия – героев повести «Тарас Бульба» Сравнительная характеристика
Вывод Сопоставляя образы Остапа и Андрия, показывая их поведение, отношение к родине, Отчизне, товарищам, Н.В.Гоголь подводит читателя к мысли: основной закон Сечи- закон товарищества; тягчайшим наказаниям подвергаются те запорожцы, которые причинили зло своим товарищам, своей земле, своей вере. Для настоящего козака Остапа понятия личное счастье и Родина неразделимы. Для Андрия же личное счастье (любовь к женщине), которое покупается ценой предательства, - превыше всего, и потому он осужден и оказывается по другую сторону от запорожцев
Основные проблемы повести Н.В.Гоголя Проблема национального самосознания: прославление боевого товарищества и осуждение предательства
Путь Остапа- это путь верного воина Сечи Судьба Андрия-судьба изменившего родине ради страсти
Домашнее задание Пользуясь планом и материалами, полученными на уроке, систематизируйте информацию и дайте характеристику одного из героев повести.