Методическое пособие по русскому языку Авторы: С.М.Козлова – учитель начальных классов Л.Г.Алпатова – учитель начальных классов
О ЧЁМ И ДЛЯ КОГО ЭТО ПОСОБИЕ Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее... Сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным – задача данного пособия, в котором представлены редко используемые, но очень интересные и увлекательные виды заданий, позволяющие формировать у младших школьников навык написания словарных слов, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Интерес и внимание к слову. Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей, заинтересованных в успешном обучении детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДАННОГО ПОСОБИЯ Данное пособие предназначено для организации заучивания правописания словарных слов. Важно помнить: Брать для запоминания тематическую группу от 5 до 10 слов на 1-2 недели. Заниматься ежедневно по минут. Перед применением данного пособия провести предварительную работу: 1. Чтение слова ребенком. 2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем). 3. Орфографическая работа над словом: -постановка ударения, - нахождение букв, которые могут вызвать трудности при написании, -выделение зеленым цветом орфограмм для запоминания, -деление слова на слоги и на слоги для переноса. 4. Установка на запоминание. 5. Переход к работе с данным пособием.
Все задания будут представлены на примере тематической группы «Лагерь»
Группа слов: 1. аллея 2. автомобиль 3. багаж 4. бассейн 5. вокруг 6. гитара 7. горячий 8. лагерь
Связь с предметным образом
Рисунки на «трудных буквах» Не бывает аллеи без деревьев... а еще по аллее гуляют люди, и не один - два, а много...
Списывание слов в порядке возрастания - букв (Аллея, лагерь, бассейн, автомобиль) - слогов ( Вокруг, гитара, автомобиль)
Подбор слова по 1-му слогу или последнему слогу Ла – лагерь Ба – багаж Го – горячий Ги – гитара Ал – аллея Бас – бассейн Гаж – багаж Биль – автомобиль Ра – гитара Герь – лагерь Я – аллея
Цепочка слов Вокруг – гитара – автомобиль – лагерь
Отыщи спрятанные слова Ал Баг влеяа том?ж а Лоби герьл
Мнемосистемы Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы "связей", которая заключается в следующем: 1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова; 2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".
Например: Летом мы поехали на автомобиле в лагерь. Свой багаж погрузили в кузов. Мы ехали вдоль аллеи. Светило горячее солнце. Вокруг стояла тишина. Наконец-то мы добрались до лагеря уставшие и счастливые. Нас ждал сюрприз: бассейн с прохладной водой. Накупавшись, мы поели и легли спать. А вечером под гитару выучили замечательную песню о лете. Летом на автомобиле мы поехали в лагерь. В багажник мы положили гитару. Дорога вдоль аллеи привела нас к бассейну, вокруг которого располагались корпуса. Над ними светило горячее солнце.
Выборочный ответ В последнее время в начальной школе стали применяться элементы программированного обучения, в частности выборочный ответ. Суть его в том, что, предлагая учащимся задание (упражнение, вопрос), учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные неправильные (или неполные).Учащиеся должны выбрать правильный ( полный ответ). Проверив по словарю все ответы, (лучше читать их сверху вниз), учащийся выбирает правильный, в данном случае ответ под цифрой 2: нужно писать багаж, бассейн, горячий.
Например: Слова Ответы 1234 Б.гажОААА Б.ссейнААОО Г.рячийООАО
Например: Слова Ответы 1234 Б.гажОААА Б.ссейнААОО Г.рячийООАО
Запиши по памяти слово, в котором удвоенная буква СС (бассейн) слово, начинающееся с буквы в (вокруг) слово, в котором последний слог состоит из одной буквы (аллея) слово, состоящее из 4-х слогов (автомобиль) слово, отвечающее на вопрос какой? (горячий)
Запомни слово по номеру Запиши слово под 8, 3, 1, 5, 4 Ответ: лагерь, багаж, аллея, вокруг, бассейн
Cпособ написания слов с закрытыми глазами «Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге. Назови его по буквам. Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»? Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь Все выполнять с закрытыми глазами
Дописывание орфографических таблиц Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован прием дописывания таблиц. Например, учащимся начиная со второго класса, можно предложить, пользуясь орфографическим словарем, дописать таблицу:
ОА ОО-ОАА - А ГОРЯЧИЙ АВТОМОБИЛЬ БАГАЖПАССАЖИР ВОКРУГ … …… …………
Сочинение – миниатюра по опорным словам или словосочетаниям
Алгоритм для самостоятельного запоминания словарного слова учеником Прочитай слово. Подумай, что оно обозначает (если не знаешь значения слова, воспользуйся толковым словарем). Установи связь с предметным образом. Нарисуй. Например, Орфографическая работа над словом: запиши слово поставь ударение, подчеркни «опасное» место, раздели слово на слоги и на слоги для переноса. Заучивание правописания данного слова: подбери и запиши 2-3 однокоренных слова, составь словосочетание, предложение с этим словом. Запиши их. подбери синоним, антоним, загадку, поговорку или пословицу с данным словом. Запиши. Разбери слово по составу. Вечером (лучше пред сном) проговори, как ты будешь писать новое словарное слово.
1. Канакина В.П. «Учусь работать самостоятельно» М: «Новая школа» 1996 г. 2. Ященко С.А. «Учить словарные слова легко и интересно» Н.Ш.1992 г Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации. Ассоциация ХХI век 2003 г. 5. «Русский язык в начальных классах» (теория и практика обучения) под ред.Соловейчик М.С. Москва «Линка - Пресс» 1994 г. 6. Канакина В.П. «Работа над трудными словами в начальных классах» М: «Просвещение» 1991 г. 7. Гордеев Э.А. «Работа над словарем трудных слов» 2 класс (1-3), 3 класс (1-4).Приложение к газете 1 сентября. Начальная школа» г. 8. Климанова С.Х. «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах» НШ г. 9. Кивалова Н.Д. «Как я работаю над словарем» НШ г.