Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Экологическая тропа в образовательном учреждении Кочетова Надежда Ивановна Губкин, 2011
расширение и закрепление экологических знаний и реализация возможности применения их на практике; расширение и закрепление экологических знаний и реализация возможности применения их на практике; формирование у школьников общественно значимых мотивов охраны природы и культурного природопользования; формирование у школьников общественно значимых мотивов охраны природы и культурного природопользования; включение школьников в общественно-полезный труд, связанный с охраной природы и формирование у них трудовых умений и навыков природоохранной деятельности; включение школьников в общественно-полезный труд, связанный с охраной природы и формирование у них трудовых умений и навыков природоохранной деятельности; пропаганда экологических знаний среди населения. пропаганда экологических знаний среди населения. Направления экологического воспитания
Экологическая тропа маршрут, проходящий через природные объекты, имеющие природоохранную, эстетическую и историческую ценность, на котором организованны различные формы комплексной информации об этих объектах.
Экологическая тропа по структуре Экологическая тропа по структуре Картон Радиально- Радиально- кольцевая кольцевая Линейная Кольцевая Кольцевая Линейно- радиальная Линейно- радиальная
Экологическая тропа по назначению Экологическая тропа по назначению Картон Познавательно- туристические Прогулочно - познавательные Учебные экологические тропы
Требования к экологической тропе Привлекательность Привлекательность Доступность Доступность Информативность Информативность
Можно сформировать группы по направлениям: Поисковое направление развивается с начала работы по созданию экологической тропы: выбора ее маршрута, выявление и описание памятников природы на маршруте тропы, определение местонахождения редких растений и животных и т. д. Дальнейшая работа по организации новых остановок (пунктов) на созданной тропе. Поисковое направление развивается с начала работы по созданию экологической тропы: выбора ее маршрута, выявление и описание памятников природы на маршруте тропы, определение местонахождения редких растений и животных и т. д. Дальнейшая работа по организации новых остановок (пунктов) на созданной тропе. Познавательно-исследовательское направление (или учебно-познавательное, исследовательское). Данное направление включает в себя следующие формы: работа по исследовательской теме, связанной с созданием тропы (маршрутом, остановками на нем); изучение природных комплексов, расположенных на маршруте; фенологические наблюдения; экспериментальная работа, опытная и т.д. Эта работа требует определенного объема знаний и умений, её может проделать учитель с учащимися школы. Познавательно-исследовательское направление (или учебно-познавательное, исследовательское). Данное направление включает в себя следующие формы: работа по исследовательской теме, связанной с созданием тропы (маршрутом, остановками на нем); изучение природных комплексов, расположенных на маршруте; фенологические наблюдения; экспериментальная работа, опытная и т.д. Эта работа требует определенного объема знаний и умений, её может проделать учитель с учащимися школы. Практическое направление включает в себя оснащение тропы - изготовление щитов, ограждение муравейников, подсадка деревьев и растений, развешивание гнездовий, трудовые операции по ремонту тропы, ее очистке и др. Практическое направление включает в себя оснащение тропы - изготовление щитов, ограждение муравейников, подсадка деревьев и растений, развешивание гнездовий, трудовые операции по ремонту тропы, ее очистке и др. В пропагандистской (экскурсионно-пропагандистской) работе могут участвовать все, проявившие желание и способности в этом виде деятельности. Данная работа разнообразна по своим формам: организация экскурсий на тропе; пропаганда экологической тропы через печать, радио, телевидение; проведение массовых краеведческих мероприятий. В пропагандистской (экскурсионно-пропагандистской) работе могут участвовать все, проявившие желание и способности в этом виде деятельности. Данная работа разнообразна по своим формам: организация экскурсий на тропе; пропаганда экологической тропы через печать, радио, телевидение; проведение массовых краеведческих мероприятий.
Подготовительный этап создания экологической тропы: Изучение участка природы планируемого маршрута тропы, краеведческой литературы, знакомство с планом использования данной территории в хозяйственных и рекреационных целях, определение возможных вариантов маршрута. Изучение участка природы планируемого маршрута тропы, краеведческой литературы, знакомство с планом использования данной территории в хозяйственных и рекреационных целях, определение возможных вариантов маршрута. Определение маршрута тропы с учетом требований, составление схематического плана с нанесением всех остановок. Определение маршрута тропы с учетом требований, составление схематического плана с нанесением всех остановок. Установка деловой связи с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа. Установка деловой связи с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа.
Экскурсионные объекты на тропе естественные природные объекты специфические объекты искусственно привнесённые объекты
Информационные, познавательные
Инструктивные
Эмоциональные В. Рождественский Я знал тебя, моя рябина... Ты на околице села Над серой крышею овина Под небом северным росла. Тебя трепала непогода, А ты всем горестям назло - Росла и крепла год от года, Глядясь в озерное стекло.
Карта - схема
Экологическая тропинка: 1 - рябина,2 - ива, 3 береза, 4 - колодец, 5 кустарник, 6 пень, 7 - цветник, 8 - липы,9 степные растения, 10 лекарственные растения, 11 - лесные растения,12 здание, в котором расположен детский сад.
«Хозяева» экологической тропинки - "Боровичок, в руках, у которого ключ от тайн природы и письмо, а в нем задание для детей, и Гном.
Объекты наблюдений
Спасибо за внимание