История России, 11 класс, базовый уровень, учитель Г.И. Непершина, МОУ СОШ 15 г. Балашова Саратовской области Готовимся к ЕГЭ. Задания повышенного уровня сложности ( С4-С7)
Назовите не менее трёх положений, характеризующих занятия восточных славян, и приведите не менее трёх названий орудий труда, которыми они пользовались.Назовите не менее трёх положений, характеризующих занятия восточных славян, и приведите не менее трёх названий орудий труда, которыми они пользовались. Ответ: 1) земледелие 2) животноводство 3) охота и бортничество 4) торговля 5) соха, рало, топор, мотыга, деревянный плуг, серп и т.д. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С4.
Назовите не менее трёх положений, характеризующих занятия восточных славян, и приведите не менее трёх названий орудий труда, которыми они пользовались.Назовите не менее трёх положений, характеризующих занятия восточных славян, и приведите не менее трёх названий орудий труда, которыми они пользовались. Ответ: 1) главным занятием славян было земледелие (подсечно-огневое в лесной полосе и переложное в лесостепной). 2) Славяне занимались животноводством, но оно имело подсобное значение. 3) Важную роль в хозяйстве играли охота и бортничество. 4) Основным торговым путём был путь «из варяг в греки» 5) Орудия труда: соха, рало, топор, мотыга, деревянный плуг, серп и т.д. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С4.
Назовите не менее трёх положений, характеризующих верования восточных славян, и приведите не менее трёх божеств, которым они поклонялись.Назовите не менее трёх положений, характеризующих верования восточных славян, и приведите не менее трёх божеств, которым они поклонялись. Ответ: 1) славяне были язычниками 2) В славянском язычестве ни один бог не являлся главным среди других 3) У славян существовали жрецы – волхвы 4) В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов – идолам. 5) Боги восточных славян: Сварог, Дажьбог, Стрибог, Перун, Велес, Ярило, Купала, Мокошь и пр. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С4.
Назовите не менее трёх положений, характеризующих общественное устройство восточных славян в VI-VIII вв., и укажите не менее трёх основных предпосылок образования государства у восточных славян.Назовите не менее трёх положений, характеризующих общественное устройство восточных славян в VI-VIII вв., и укажите не менее трёх основных предпосылок образования государства у восточных славян. Ответ: 1) основа социальной организации – патриархальная семейная община; 2) Государство отсутствовало, управление обществом осуществлялось на принципах военной демократии; 3) Захват военной добычи стимулировал экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности, процесс имущественной дифференциации ускорился с началом военных походов – главным образом против Византии; Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С4.
4) в VI-VIII вв. восточные славяне находились на пороге создания государства. 4) в VI-VIII вв. восточные славяне находились на пороге создания государства. Предпосылки объединения: 1) Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа; 2) Развитие промыслов; 3) Возникновение избыточного продукта и имущественная дифференциация; 4) Распад родовой общины и превращение её в соседскую; 5) Рост числа городов; 6) Усиление власти князя и появление княжеской дружины; 7) Складывание межплеменных союзов; 8) Отражение набегов кочевников; 9) Борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Булгарии. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С4.
Назовите три основных этапа становления и развития Древнерусского государства. Укажите не менее трёх событий, характеризующих процесс генезиса Древнерусского государства.Назовите три основных этапа становления и развития Древнерусского государства. Укажите не менее трёх событий, характеризующих процесс генезиса Древнерусского государства. Ответ: Этапы становления Древнерусского государства. 1)IX-X вв. – объединение восточнославянских племён, становление Древнерусского государства; 2)Конец X-XI вв.- расцвет государства, создание системы власти и военной организации; 3)Конец XI-первая половина XII вв. – начало распада государства, раздробленности, княжеских усобиц. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С4.
Ответ: События: 1)Деятельность первых князей из династии Рюриковичей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав) – подчинение восточнославянских племён, объединение Киева и Новгорода; 2)Крещение Руси при Владимире Святославиче; 3)Правление Ярослава Мудрого – оформление политического строя, создание свода законов «Русская правда»; 4)Угроза раздробленности, попытки сохранения единства – Любечский съезд (1097 г.), деятельность Владимира Мономаха (походы против половцев). Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С4.
Ниже приведены две точки зрения по вопросу о происхождении Древнерусского государства:Ниже приведены две точки зрения по вопросу о происхождении Древнерусского государства: 1. Древнерусское государство возникло в результате складывания внутренних предпосылок: развитие общества, социальных и хозяйственных сдвигов. 2. Государственность была принесена на Русь извне, норманнами. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С5.
При выборе первой точки зрения: Я согласен (-на) с тем, что Древнерусское государство…, мою точку зрения подтверждают следующие аргументы:При выборе первой точки зрения: Я согласен (-на) с тем, что Древнерусское государство…, мою точку зрения подтверждают следующие аргументы: 1. Переход от родовой общины к соседской. 2. Складывание межплеменных союзов. 3. Складывание племенных княжений и появление феодальных центров. 4. Развитие промыслов, ремёсел и торговли. 5. Необходимость объединения для отражения набегов хазар, норманнов. 6. Необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С5.
При выборе второй точки зрения: Я согласен (- на) с тем, что государственность была…, мою точку зрения подтверждают следующие аргументы:При выборе второй точки зрения: Я согласен (- на) с тем, что государственность была…, мою точку зрения подтверждают следующие аргументы: 1. Восточные славяне не могли создать государство, вследствие своей отсталости в то время. 2. Варяги (норманны) были более развитым народом. 3. Они имели своё княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С5.
Ниже приведены две точки зрения по вопросу образования государства у славян:Ниже приведены две точки зрения по вопросу образования государства у славян: 1. Варяги принесли на славянские земли государственность. 2. Варяги оказали незначительное влияние на складывание государства у славян. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С5.
При выборе первой точки зрения: Я согласен (- на) с тем, что варяги принесли…, мою точку зрения подтверждают следующие аргументы:При выборе первой точки зрения: Я согласен (- на) с тем, что варяги принесли…, мою точку зрения подтверждают следующие аргументы: 1. Утверждение варяжской династии на престоле. 2. Указание на призвание варягов в летописи. 3. Древнерусское государство варягами расценивалось как родовая собственность Рюриковичей. 4. Археологические раскопки по типу «сожжение в ладье» в районах славянских центров. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С5.
При выборе второй точки зрения: Я согласен (-на) с тем, что варяги оказали…, мою точку зрения подтверждают следующие аргументы:При выборе второй точки зрения: Я согласен (-на) с тем, что варяги оказали…, мою точку зрения подтверждают следующие аргументы: 1. Племенные княжения существовали до призвания варягов. 2. Варяги были не столько отважными и беспощадными воинами-мореплавателями, перед которыми трепетали жители многих стран Европы, сколько предприимчивыми торговцами, которые хотели закрепиться на восточнославянских землях. 3.Силу, на которую опирались Рюрикович, составляли не только варяги, но и местная племенная знать. 4. Ассимиляция варягов происходила очень быстро: за одно –два поколения славянские имена вытеснили варяжские. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С5.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Процесс становления государственности у восточных славян начался задолго до призвания варягов, так как государство нельзя привнести извне. Норманнисты не учитывали факторы внутреннего развития славян. Какие три этапа, периода можно выделить в процессе складывания государства у восточных славян? Кратко охарактеризуйте каждый из этапов, периодов. Приведите не менее двух характеристик. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С6.
Ответ: В процессе складывания государства у восточных славян можно выделить следующие этапы и их характеристику:Ответ: В процессе складывания государства у восточных славян можно выделить следующие этапы и их характеристику: 1) VI-первая половина IX вв. – варварские восточнославянские племена идут по пути от «военной демократии» к государственному устройству, происходит складывание двух центров «Юг» (союз племени полян с центром в Киеве) и «Север» (союзы северных славянских племён объединились вокруг Новгорода) Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С6.
2) События 862 г. – в «Повести временных лет» рассказывается, как жители Новгорода (славянские и финно-угорские племена) пригласили варяжского (норманнского) конунга Рюрика из Скандинавии, который вместе с дружиной стал княжить в Новгороде. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С6.
3) Поход князя Олега в 882 г. (возникновение Киевской Руси) – князь Олег (родственник Рюрика) для контроля над путём «из варяг в греки» совершил с дружиной захват Киева, объявил его столицей, принял титул «великий князь», т.е. произошло объединение «Севера» и «Юга» восточнославянских земель в единое государство Киевская (или Древняя) Русь. Тема 1. «Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства». Тип задания С6.
Серия «Готовимся к ЕГЭ», учебно- методическое пособие, Пазин Р.В., «История России классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С4-С7), издательство ООО «Легион», Ростов-на-Дону, 2010 г.Серия «Готовимся к ЕГЭ», учебно- методическое пособие, Пазин Р.В., «История России классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С4-С7), издательство ООО «Легион», Ростов-на-Дону, 2010 г. Источник