ТЕМА 2 ПРЕДМЕТ, ВИДЫ АХД И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК
1. Предмет и объекты АХД 2. Содержание и задачи АХД 3. Принципы АХД 4. Связь АХД с другими науками
ПРЕДМЕТ АХД
2. Типология видов АХД §По отраслевому признаку §По признаку времени §По пространственному признаку §По объектам управления §По субъектам управления §По методике исследования По содержанию аналитической программы и т.д.
По отраслевому признаку 1. Отраслевой анализ l промышленности l торговли l строительства l сельского хозяйства l транспорта и т.д. 2. Межотраслевой анализ (Теория АХД), который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики.
По признаку времени 1. Предварительный (перспективный): l краткосрочный l долгосрочный (стратегический) 2. Последующий (ретроспективный): l оперативный l итоговый
По пространственному признаку §внутрифирменный §межфирменный бенчмаркинг Бенчмаркинг -- это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях для поддержания и достижения преимуществ в конкуренции.
Бенчмаркинг помогает: понять суть расхождений между достигнутыми результатами предприятия и лидерами, делает менеджеров более чувствительными и восприимчивыми к необходимости поиска новаций, создает базу для инновационной деятельности, помогает высшему руководству в оптимизации стратегических и тактических управленческих решений по ликвидации отставания в собственном бизнесе и занятии лидерских позиций на рынке продуктов и услуг.
По аспектам исследования §Технико-экономический анализ §Финансовый анализ §социально-экономический анализ §экономико-статистический анализ §экономико-экологический анализ §маркетинговый анализ §инвестиционный анализ §функционально-стоимостной анализ §институциональный анализ и т.д.
Технико-экономический анализ §изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на экономические результаты деятельности предприятия. Направлен на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскания инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности деятельности и усиления конкурентных преимуществ предприятия.
Финансовый анализ §основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости.
социально-экономический анализ §изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. § Его цель – выявление возможностей дальнейшего развития социальной сферы, улучшения условий труда, повышения уровня мотивации труда, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия.
Экономико-экологический анализ §Используется для исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. § Его цель – обоснование тактической и стратегической политики по вопросам охраны окружающей среды, создания экологически чистой продукции, безопасного производства и повышения эффективности природоохранных мероприятий.
Маркентинговый анализ §для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности
Инвестиционный анализ §используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования
Функционально- стоимостный анализ (ФСА) §исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы используя достижения НТП выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д.
Институциональный анализ В ходе его оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучается нормативная база, отношения с местными властями, партнерами и контрагентами по бизнесу и вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними.
По методике изучения объектов §качественный §количественный §экспресс-анализ §фундаментальный анализ §ситуационный §маржинальный §экономико-математический §SWOT-анализ и др.
Качественный анализ §это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов
Количественный (факторный) анализ §основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов
Экспресс-анализ § представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений
Фундаментальный анализ §представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Ситуационный анализ предназначен для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономической, правовой, политической и т.п.). Для его проведения требуется системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение генерировать и анализировать альтернативные варианты решений в условиях неопределенности.
Маржинальный (предельный) анализ это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи «затрат - объема продаж - прибыли» и деления затрат на постоянные и переменные.
Экономико-математический анализ §С его помощью выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия.
SWOT-анализ используется в стратегическом планировании, аббревиатура названия которого представляет первые буквы названий соответствующих разделов: strengths -- сила, weaknesses -- слабость, opportunities -- возможности, threats – угрозы. Его назначение установить потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса.
По субъектам (пользователям) анализа §внутренний (управленческий) анализ §внешний анализ
По степени охвата изучаемых объектов §сплошной §выборочный
По содержанию программы §комплексный §тематический
СВЯЗЬ АХД С ДРУГИМИ НАУКАМИ