История земли Иркутской Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна Тема урока: Роль сибирской железной дороги в развитии края
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Мысль о сооружении желез- ной дороги че- рез всю Сибирь на Дальний Восток одним из первых высказал гене- рал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев- Амурский 19 мая 1891 г. Во Владивостоке состоялась торжествен- ная церемония начала строительства Великого Сибирс- кого пути. Одновременно развернулось строительство дороги и от Челябинска
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна Основной железнодорожной магистралью области является Восточно – Сибирская железная дорога (ВСЖД), построенная в гг. Она является частью Транссибирской магистрали, связывающей европейскую часть страны с Сибирью и Дальним Востоком.Восточно – Сибирская железная дорога Сибирью История земли Иркутской 10 класс
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс В 1891 г., когда строительство только начина- лось, работало 9,6 тыс.человек. Через пять лет число работающих дошло до 89 тыс. В 1904 г., когда строительство завер- шалость, осталось всего 5,3 тыс. На строительство дороги вербовали рабочих из европейской части России. Здесь также работали сибирские крестьяне и горожане, солдаты и казаки, ссыльные и арестанты.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Строителям приходилось преодолевать огромные трудности. Трасса проходила по мало населенной, а порой и безлюдной местности. На тысячи верст раскинулась дремучая, не- проходимая,пугающая своей первозданной девственностью сибирская тайга. Могучие реки, многочисленные озера, заболоченность и вечная мерзлота при суровом климате делали сибирскую железную дорогу одним из труднейших и сложнейших сооружений в мировой практике того времени
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Общая длина Сибирской магистрали, включая ветви служебного пользования, разъезды, запасные и объездные пути, превышала 8 тыс. км. Ежегодно прокладывалось около 650 км пути. Таких темпов тогда история железнодорожного строительства еще не знала. Строительство последнего участка дороги Байкал - Мысовая было завершено в 1904 г.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Расходы на сооружение дороги превысили 1 млрд. рублей, а первоначальные расчеты правительства планировались в сумме 350 млн. рублей в денежных знаках того времени. По быстроте сооружения, протяженности пути, трудности строительства сибирская дорога не имела себе равных в мире. Сооружение железной дороги на территории нашего края проходило в 1897 и 1898 годы
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Долгое время поезда от Омска до Иркутска шли по одному пути. Составы доходили до Байкала, а через него переправлялись на ледоколе «Байкал». Он мог одновременно вместить 25 вагонов с грузом.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Затем был построен ледокол «Ангара» для перевозки пассажиров. От станции Байкал до Мысовой в зимнее время ледоколам приходилось пробивать лед до одного метра толщиной.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Строительство Кругобайкальской железной дороги продолжалось до 1905 г. Это был самый трудный участок дороги. В горах и скалах строителям пришлось пробить 39 тоннелей. Многочисленные виадуки, мосты вместе с тоннелями и другими искусственными сооружениями стали памятниками героического труда строителей на этом участке дороги.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Она пробудила к жизни щедро одаренный край, внесла оживление в развитие его экономики, культуры и общественной жизни и прочно связала его с другими областями Сибири. Сооружение дороги потребовало много металла для рельсов, огромное количество леса для шпал. Заказы на изготовление всего необходимого ускоряли развитие промышленности.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Возрастали пере- возки хлеба, сала и масла из Сиби- ри на внутренние и международные рынки. Увеличился ввоз промышленных товаров и сельскохозяйственных машин. Железная дорога потребовала большого количества каменного угля. В результате начинается его ускоренная разработка в районе Черемхова, где создаются товарищества А.Н. Макаревича, П.К. Щелкунова, Д. М. Кузнеца
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Строительство железной дороги дало живительную силу всей губернии. На перегонах стали строиться ремонтные мастерские, на станциях сооружались вокзалы. Путь пересекал тысячи рек и речушек, что требовало строительства мостов и дорог. К концу века юг Иркутской губернии, где проходила железная дорога, стал развиваться быстрее.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Телеграфное сообщение в Иркутске было открыто в 1864 г.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс 1 января была отправлена первая телеграмма в Петербург. Ответ на нее шел до Иркутска 17 часов, но это было «очень быстро» по сравнению с почтовой переправой. В 1873 г. в Иркутске открылось губернское отделение Международного телеграфного агентства. В 1875 г. начала действовать внутренняя городская почта, было организовано почтовое ведомство.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс В конце XIX в. почтовое ведомство включало не только телеграфные, но и телефонные службы. В 1887 г. в Иркутске появились первые, а 1 октября 1896 г. В городе уже числилось 270 телефонных абонентов.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Очень скоро была открыта почтово-телеграфная школа, она выпускала техников и телеграфистов со знанием французского и немецкого языков. Телефон в городе был дорогим. Живущие на расстоянии до двух верст от телефонной станции платили только за установку телефона 100 рублей, что равнялось годовому жалованью чиновника среднего класса. А те, кто жил на более далеком расстоянии, доплачивали за каждую версту по 25 рублей. Несмотря на дороговизну, число телефонных абонентов к 1911 г. приблизилось к 36 тыс. Таким образом, почтово телеграфное ведомство в Иркутской губернии к концу века стало крупным предприятием, на котором работало до 10 тыс. работников различных категорий.
Учитель истории и обществознания ВКК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2», г.Усолье-Сибирского Масленникова Галина Викторовна История земли Иркутской 10 класс Домашнее задание «История земли Иркутской» §22-23.