Использование SWOT-методики для анализа потенциала информационно- коммуникационных технологий для системы образования
Говорят, если знаешь других и знаешь себя, тебе не грозит поражение и в сотнях битв; если не знаешь других и знаешь себя, то будешь одну битву выигрывать, а другую – проигрывать; если же не знаешь ни других, ни себя, проиграешь все битвы… Сун Цу. Искусство стратегии. V век до н.э. ё
S trengths – сильные стороны W eakness – слабые стороны O pportunities – возможности T hreats – угрозы Цель SWOT-анализа – максимально развивать сильные стороны организации образования/ профессиональной деятельности, свести к минимуму слабые, использовать благоприятные возможности для совершенствования деятельности SWOT-анализ метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
Методология SWOT-анализа выявление внутренних сильных и слабых сторон организации; выявление внешних возможностей и угроз; установление связей между ними
Основы SWOT-анализа Потенциальные внутренние элементы, напрямую относящиеся к организации Внешние элементы, относящиеся к различным сферам среды (законодательство, политика, экономика, технология, общество и т.д.) Strengths Сильные стороны Weaknesses Слабые стороны Opportunities Благоприятные возможности Threats Угрозы, вызовы
Анализ матрицы стратегий
Матрицы стратегий SWOT S-O – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей ОУ; W-O – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности; S-T – мероприятия, которые используют сильные стороны ОУ для избежания угроз; W-T – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.
Основные правила SWOT-анализа Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT- анализа. Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT. Сильные и слабые стороны это внутренние черты ОУ, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками внешней среды и неподвластны влиянию организации. Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают конкуренты и партнеры. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений.